SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Элейская школа, проблема бытия у элеатов. Апории Зенона




ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а

изменения иллюзорны. Основатель - Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.).

Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем

дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и

управляющее ею силой своей мысли. Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это

учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана -

Парменида, который в собственном дидактическом эпосе о природе придал ему

метафизическое звучание.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм

в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось

учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в

своей философской поэме «О природе».

Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он

утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как

множественность и изменение - лишь иллюзия. Мышление указывает, что бытие едино

и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и

изменчивости.

Зенон (ученик Парменида) с помощью логических апорий показал абсурдность учений,

исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из

допущения движения и множества).

Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии».

Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого

понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из

содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия.

Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис

«мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства

формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мир противоречив,

существует в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества,

ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство

(«глыба») бытия.

Апории Зенона:

Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади

неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это

расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит

сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет

продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Здесь и в следующей апории предполагается, что пространство и время не имеют

предела делимости.

Дихотомия (по-гречески: деление пополам, дано Аристотелем).

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы

преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до

бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а

поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.