SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Атомистический материализм Демокрита. Понятие детрминизма В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона, доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества вещей и их подвижности должна была считаться с этими результатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и в интересах математики. Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как о том говорят нам данные чувственного восприятия — многообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома — мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Демокрит утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте. Демокрит рисует картину эволюции мира. Существует первичный атомный хаос: множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При столкновении атомы разлетаются, и в результате этих массовых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси. Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм атомов и их комбинаций объясняет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего существования. Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища атомов, которыми и определяются их свойства. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели, и в этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой лишь на пороге XX в. Детерминизм (от лат. determino – определяю) – это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории. Эта тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов стимулируется не механикой, а преимущественно биологией. В философии техники различают две основные формы технологического детерминизма: технологический эвдемонизм (от греч. eudaimonia – блаженство) и технологический алармизм. Первое направление элиминирует («удаляет») все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты: боготворит технику, абсолютизирует ее значение как источника благосостояния. Второе направление проявляет скептическое отношения к техническим инновациям: для него «все плохо»; все сулит бедствие и разрушение духовности человека, отчуждение от его собственной сущности и т.д. Оба этих направления имеют своих последователей и апологетов, и в каждом из них существуют зерна истины. |