SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Диалектика Платона.




Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей — совершеннейшее, по

Платону, знание — Платон называет «диалектикой».



Для Платона диалектика — это не логика только, хотя в ней есть и логический

аспект; это не учение о познании только, хотя в ней есть и гносеологический

аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода.

Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия

или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика,

имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона — не только

понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие

роды бытия. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не

только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы,

образцы и причины вещей чувственного мира.



Здесь изложенное выше понимание родов бытия, соответственно: «идей», должно быть

существенно дополнено и даже исправлено. Как мы видели, «идеи» в сравнении с

вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми элеат

Парменид характеризовал свое единое бытие: «идеи» вечны, не рождаются и не

погибают, не изменяются, тождественны себе, неподвижны, безотносительны в своем

бытии.



Не должны ли мы сказать, что такое понимание природы «идей» не диалектическое,

но, напротив, метафизическое и что если Парменид — отец древнегреческой

метафизики, то Платон, несомненно, его продолжатель? И действительно, в ряде

диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую характеристику истинно-

сущего бытия, или «идей». Однако в «Софисте» и в «Пармениде», а также в

некоторых других диалогах Платон отступает от этой метафизики. В этих диалогах

он стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой,

тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них

и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей

тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.