SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА


В политической и культурной жизни Греции роль искусства была настолько велика и

очевидна, что на нем основывалась целая система воспитания господствующего

класса античного общества. И Платон, конечно же не мог обойти вниманием вопрос о

том, какое искусство, на какую часть общества, каким образом и с каким

результатом действует на людей.(Он был великим мастером слова и диалогической

формы, первоклассным художником и непревзойденным эрудитом) Велика заслуга

Платона и в том, что он одним из первых увидел в искусстве средство воспитания

определенного типа человека. Для Платона искусство становится уже критерием

нравственности, социального устройства, политического благополучия в государстве

и, одновременно, орудием справедливости(работ а Платона - "Государство", где он

описывает постановку вопроса о справ-ти), ибо ей должно подчиняться все.

ПРОБЛЕМА ПРЕКРАСНОГО В ЭСТЕТИКЕ ПЛАТОНА

В

опросы эстетики рассматриваются у Платона в диалогах: "Гиппий Больший",

"Государство", "Федр", "Софист", "Пир", Законы и др, В диалоге "Гиппий Больший"

Платон стремится найти то, что бывает прекрасным для всех и всегда. Прекрасное

существует не в этом мире, а в мире идей. В здешнем же, доступном человеческому

восприятию, царит многообразие, все изменчиво и преходяще. А прекрасное

существует вечно, оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни

убывает, оно находится вне времени, вне пространства, ему чужды движения,

изменения. Из этого следует, что способ постижения прекрасного — не

художественное творчество и не восприятие художественного произведения, а

отвлеченное умозрение, созерцание через посредство разума. Философ считал, что

только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только

понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Творец в любой области: в

личных отношениях, в науке, искусстве, в общественно-политической деятельности,

- всегда есть любящий.

ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Учение о творческом процессе волнует Платона все-таки меньше, чем проблема

эстетического воспитания. Искусство является главным фактором в жизни общества

"идеального" государства (формы которого разработал Платон) по двум причинам:

1. Искусство должно заполнить весь досуг свободнорожденных и сопровождать их во

всех серьезных делах, так чтобы все они провели жизнь свою "в жертвоприношениях,

празднествах и хороводах"

2. Искусство должно с одной стороны, сформировать душу каждого

свободнорожденного определенным, предначертанным законодателем образом, с другой

стороны (как следствие первого), искусство должно непрерывно поддерживать

созданный им душевный настрой.

Если подытожить все запреты, оформленные в связи с искусством в "Государстве" и

"Законах", то общая картина будет выглядеть следующим образом.

Первая вытекает из представлений о роли искусства в формировании молодого

поколения. Запрет: на произведения, в которых описываются действия богов,

неблаговидные с этической или "политической" точки зрения; худ. произведения, в

которых излагаются религиозно-мифологические представления, способные, ослабить

мужество будущих воинов, защитников государства;произведения, в которых

предстают в неблагоприятном свете герои — дети богов, произведения искусства,

которые противоречат принципу тождества счастья и справедливости для каждого

гражданина, постулированному автором "Государства" и "Законов".

Вторая группа вытекает из представлений философа о роли искусства в "охране"

человеческих душ "от внешних неприятелей" ("Государство").Запреты на

произведения, оказывающиеся в противоречии с законами "об оскорблении богов".

Платон выступает противником и трагедии и комедии. Первое всецело противоречит

платоновскому идеалу "счастливого человека", второе — Платон представляет лишь

как "шуточное воспроизведение... людей безобразных",

Запреты в музыке: отверг целый ряд музыкальных ладов, оставив для граждан

будущего общества только дорийский и фригийский лады, запрет и на ряд

музыкальных инструментов: тригоны, пекиды и флейты, т.к.

Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в области

искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон — самый первый

представитель одного из крупнейших течений философской мысли — объективного

идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил широкое

распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии Платона, о его

отдельных философских взглядах — это и есть спор об объективном идеализме

вообще, а выявление корней объективного идеализма — есть детальный разбор

философских концепций Платона, как отца и основателя этой философии.

Катарсис-категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов

эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического

опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на

человека.

Мимесис-принцип, выражающий основу творческой деятельности художника.