SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.


Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал

идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Сущ-ность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на

вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно

этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и

высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона –

это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние,

т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о, Ар-ль понятие

идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало,

начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По

сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей

сущностью Ар-ль считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который

служит источником жизни и движения всего космоса. В соответствии с учением о

сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин:

Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма

проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она

есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и

превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования

вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для

чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой

не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией

Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое

бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние цели . Благодаря цели, заключенной в

предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс

закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о,

понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Ар-ля

находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение

вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все

тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в дви-

жении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый

двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он

сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не

обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся

формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу.

Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает

функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных

прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию

неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар-ль определяет разумную

душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное

начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с

вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к

интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель.

Ар-ль разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные)

и этические (волевые)