SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия эпикуреизма


Другим широко известным направлением в философии эпохи эллинизма был эпикуреизм.

Его родоначальник Эпикур (ок. 342/341 — 270/271 гг. до н. э.) родился на острове

Самосе. Его учителем был один из последователей Демокрита — Навсифан. После пяти

лет преподавания философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в

Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой,

которая получила название “Сад Эпикура”.

Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений,

лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а

приспособление к нему.

Главная из них — этика, которая учит как достичь счастья. Вторая часть философии

— физика. Она дает представление о природном мире, освобождает от страха перед

ним и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на канонику, своего

рода теорию познания и методологию науки, выступающую в качестве третьей части.

У Эпикура познание возможно на базе ощущений. Повторяющиеся ощущения, глубоко

западая в сознание человека, образуют понятия. Эпикур рассматривал чувства как

непогрешимые, а заблуждения выводил из неправильных суждений.

В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за

Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества.

Разрабатывая проблемы этики, которая в системе философствования Эпикура занимает

главенствующее место, и сравнивая состояние атараксии и безмятежности со

счастьем, Эпикур не был склонен, подобно мудрецам древнего Востока, видеть в

безмятежности единственное условие счастья. Безмятежность (атараксия) у него —

это лишь условие одного из видов удовольствий, которые он делил на активные и

пассивные или удовольствия покоя. Последние и выступают, согласно Эпикуру,

результатом безмятежности. Для Эпикура атараксия скорее состояние

сосредоточенности в процессе познания, помогающее достичь истинного знания,

благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и следованию важнейшим

принципам достижения истинного знания.

Иными словами, надо соблюдать меру в реализации желаний и получения

удовольствий. Последние могут быть получены лишь при соблюдении меры в

потребностях, реализуемых в желаниях.

Проблема удовольствий занимает особое место в этике Эпикура. В ней мыслитель

вслед за Аристипом из Кирены (435 — 360 гг. до н. э.) и признавал, что для

человека высшим является удовольствие. Эта точка зрения характерна для

гедонистической этики. При этом удовольствие признается за начало и конец

счастливой жизни. Однако в отличие от Аристипа, который рассматривал

удовольствие как положительное состояние наслаждения, Эпикур связывал

удовольствие с отсутствием страдания.

Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания.

Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем

как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к

умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться

малым.

Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде всего такие,

казалось бы, элементарные, но чрезвычайно важные для поддержания жизни

потребности, как потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих

потребностей порождает самые приятные удовольствия.