SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философские идеи стоицизма.


Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) просуществовал много веков, не

оставаясь однородным течением, его философская проблематика претерпевала

серьезные изменения. Она была обширна, но основные моменты были связаны с

исследованием логики, физики и этики. Стоики образно представляли свою философию

в виде фруктового сада, в котором логика — его ограда, физика — деревья, а этика

— плоды. Таким образом, целью и высшим предназначением философии, согласно

стоикам, должно стать обоснование нравственных представлений. Философия и

философствование являются искусством практической жизни и руководством к

таковой.

Огромное значение стоики придают проблеме смысловой значимости слова. Смысл

слова изначален. Это особое состояние (лектон) , присущее только слову, некое

осмысление существующего. Звук голоса превращается в осмысленный язык только

благодаря участию разума.

Основой познания, согласно стоикам, является восприятие, получаемое от

воздействия предмета на органы чувств; оно меняет состояние нашей материальной

души (Хрисипп) или даже «вдавливается» в нее, как в воск (Зенон) .

Согласно учению стоиков о природе, существуют два тесно связанных друг с другом

основания бытия: пассивное — материя и деятельное — форма, понимаемая как Логос,

божественный разум.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в

этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается.

Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное

спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради

самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа,

зло — то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой

степени ценно. Благо, направленное на сохранении физической жизни, по своей сути

является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса,

разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное

качество — добро (противоположное ему — порок) . Все то, что способствует

самосохранению двуединой сущности человека, является ценным.

Средний стоицизм представлен такими фигурами, как Панеций (180—110 гг. до н. э.

) и Посидоний (135—51 гг. до н. э.) , которые «переносят» стоическое мышление на

римскую почву, смягчая его изначальную этическую жесткость. Они активно

разрабатывают проблемы теологии. Бог, согласно их трактовке, — это Логос,

являющийся первопричиной всего и носящий в себе разумные зародыши всех вещей.

Именно этим объясняется целенаправленность хода вещей и событий. В среднем

стоицизме получает дальнейшее развитие платоновская мысль о мире идей, и Космос

перестает трактоваться только как нечто вещественное, а понимается как отражение

мира идей (Посидоний) , как организм вещественно-смысловой, в котором большое

значение имеют внеразумные факторы, например судьба.

Поздний стоицизм связан с именами Сенеки (4—65), Эпиктета (50—138) и Марка

Аврелия (121—180). В центре философских исследований здесь стоят моральные

вопросы и проблема жизненной ориентации человека. Изменяется представление о

личности. До этого человек рассматривался как высшее произведение природы.

Последний римский стоик Марк Аврелий доводит мрачную картину человеческого

ничтожества до последних пределов: полный упадок, скепсис, разочарование,

апатия, отсутствие каких-либо положительных идеалов — главный мотив его

сочинений. Однако при этом он считает, что есть средство возвысить человека над

бренностью случайного бытия. Это благоразумие и общеполезная деятельность.

Изменить жизнь нельзя, как нельзя изменить того, что дано свыше, но жить,

совершая и подвиги, и все бренные дела в этом мире, следует так, как будто

сегодняшний день — последний.