SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки схоластика и ее значение для истории философии Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. “Схоластами” (от лат. schola – школа) называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной (университетской) форме, – прежде всего, которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах. В истории схоластики различают несколько периодов: В ранней схоластике (IX–XII вв.) разрабатывается схоластический метод; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей (схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий, имен отдельных вещей (номинализм). Переломный период в истории средневековой философии – XI–XII вв. К этому времени окончательно оформился европейский феодализм. В XI в. произошло окончательное и формальное размежевание католической и православной церквей (взаимное предание анафеме). Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики. В контексте этого убеждения и было дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога (онтологический аргумент), которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум. Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма. Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности. Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме. Их можно понимать либо как абстрагированные от вещей понятия, либо даже как просто имена. Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую называют концептуализмом: Универсалии, как идеи божественного духа, есть до вещей Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом путем абстракции Универсалия существует и после вещей как понятие о вещах, которое образуется, поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах. Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту высокой (зрелой) схоластики XIII в. Возникли две противоборствующие традиции – францисканская, ориентированная на Августина и неоплатонизм, и доминиканская, аристотелевская; обе традиции были связаны с соответствующими монашескими орденами. К представителям зрелой схоластики относят Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского) и др., однако самым выдающимся систематиком средневековой философии стал Фома Аквинский (XIII в.). Ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с традицией христианского богословия. Среди его многочисленных и обширных произведений следует назвать прежде всего “Сумму против язычников” и “Сумму теологии”. XIV в. – время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ, связанная с развитием естественно-научных интересов и исследований (Вильям Оккам, Жан Буридан и др.). Тем самым поздняя схоластика подготовила почву для перехода к новой культуре светского типа, к эпохе Возрождения, когда научно- философская мысль снова становится самостоятельной и творческой, освобождается от опеки церкви, от навязанных ей догм. продолжение: Ранняя схоластика • Иоанн Скот Эриугена • Ансельм Кентерберийский • Шартрская школа (Фульберт, Жильбер Порретанский, Тьерри Шартрский, Бернар Сильвестр, Иоанну Солсберийскому, Пьер Абеляр) • Арабская философия (Аль-Хорезми, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Газали, Ибн-Рушд) • Еврейская философия Высокая (зрелая) схоластика • Латинский аверроизм (Сигер Брабантский, Этьен Жильсон) • Доминиканцы (Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Мадпиз), Фома Аквинский) • Францисканцы (Бонавентура, Роджер Бэкон) Поздняя схоластика • Иоанн Дунс Скот • Уильям Оккам • Жан Буридан • Джон Уиклиф |