SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Метафизические и гносеологические идеи эпохи Возрождения


Развивая гносеологические идеи , Бруно продолжает традиции возрожденческой

философии и решительно высказывается про тив абсолютизации любых авторитетов в

познании. Он утверж дает, что низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю,

бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Целью познания, с точки зрения Бруно,

является достижение единства определен ных знаний. Познание единства приводит к

познанию бесконеч ного универсума и невозможно без уяснения диалектики совпа

дения противоположностей.

Бруно полагает, что процесс достижения истины складыва ется постепенно, на

основе деятельности чувств, рассудка, ра зума и ума. Роль чувственной ступени в

процессе познания довольно незначительна. Чувства пригодны лишь для того, чтобы

«возбуждать разум: ... Ибо чувства, какими бы совер шенными они ни были, не

бывают без некоторой мутной при меси». Перед чувственным познанием не

раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок . Он

осмысливает чувственную информацию, в собирании которой принимают участие память

и воображение. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум , или

интеллект , который окончательно исправляет показания чувств. В некоторых

работах в эту иерархию Ноланцем вводится четвертая ступень - ум. Именно при

помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем

про тивоположностей и его бесконечности. Таким образом, главным источником

достижения истины Дж. Бруно считает разум (ум), не проявляя должного интереса к

знанию, основанному на эксперименте. Что касается одной из центральных проблем

как фи лософии средневековья, так и эпохи Возрождения, - проблемы соотношения

разума и веры, то Бруно придерживается концепции двойственности истины .