SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Социально-политические учения в эпоху Возрождения. Государство, политика,


мораль в произведениях Макиавелли, Мора, Кампанеллы.



Для эпохи Возрождения было характерно не только повы¬шение интереса к человеку,

но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества,

взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная

проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи

Возрождения, основными направлениями которой были:

• философия Реформации. М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Проблема церкви и

общества;

• политическая философия. Макиавелли. Проблемы управления реаль¬но существующим

государством;

• философия социалистов-утопистов Мор и Кампанелла).

Философия Никколо Макиавелли(1469 – 1527):

В основе развития истории лежат "материальный интерес" и сила. М. отмечал

противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за

создание сильного национального государства, свободного от феодальных

междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе

считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять

любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за

власть. Его заслуга в том, что стал одним из первых рассматривать государство

человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли

рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение

властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной,

организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое,

руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.



Утопический социализм.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу¬дущего Т. Мор(1478 —

1535) изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде

нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

Мор дал развернутую критику строя, основанного на частной собственности,

социально-политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при

котором господствует общественная собственность; он впервые последовательно

изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической

организации труда и распределения. Большое значение он придавал разностороннему

развитию человека, соединению теоретического образования с трудом; последнее -

зародыш социалистических взглядов в области воспитания. Переход к новому строю

мечтал осуществить мирным путем.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам¬панеллой (1568 — 1639) в

произведении "Город Солнца". Дейст¬вие происходит в фантастическом Городе

Солнца, где его жите¬ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на

социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

"Город Солнца" - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная

собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая

регламентация быта, а власть жрецов носит религиозный характер. Свой

коммунистический идеал он обосновывал велением разума и законами природы.