SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Фрэнсис Бэкон Фрэнсис Бэкон и основание эмпиризма


(* 22 января 1561, Лондон – † 9 апреля 1626) – английский политик, философ и

эссеист. Один из создателей эмпиризма – философского направления, которое

утверждает, что главное – собственный опыт.

Бэкон разработал новый, антисхоластичний метод научного познания. Догматической

дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на

рациональном анализе опытных данных. Материализм Бэкона – непоследовательный.

Признавая объективность и познаваемость материального мира, активность материи и

ее движение, веря в силу разума и науки, Бэкон делал уступки теологии и соблюдал

учение о т. н. двойственную истину. Важнейшие философские произведения Б.:

«Новый Органон», «О принципах и начала».

Философия Фрэнсиса Бэкона посвящена сознательной попытке формирования науки и

научного познания. Его творчество во многих местах пронизана компромиссностью

концепции "двойственной истины", т.е. истины "откровения", истины о Боге

(теологической истины) и истины философской, то есть истины, открытой в научном

познании.Место науки Бэкон видел в решении общественных проблем и противоречий

современного ему общества.

Теоретическое обоснование эмпиризма

Согласно теории двойственной истины Бэкон осуществляет различение чувственной и

разумной души человека. Разумная душа входит в человека по божественному

провидению, является предметом теологии, а чувственная душа имеет все

характеристики телесности, является предметом философских исследований. Таким

разделением он создает для науки концепцию, позволяющую изучать человека, его

поступки. Исходным моментом познавательной деятельности он признает

чувственность. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма –

философского направления, которое строит свою гносеологию, анализируя

чувственное познание и опыт. Главный тезис эмпиризма состоит в такой трактовке:

"Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства".

Теоретическое обоснование эмпиризма, данное Бэконом, признается самым

совершенным среди различных направлений философии и среди естествоиспытателей.

Эмпирия – опыт, опора на экспериментальное исследование (а не на изолированное

чувственное восприятие) – является для него исходным пунктом нового научного

метода, который дополняется систематической логической работой. Саму логику он

понимает как орудие познания – органон. Однако предложенная и детально

проработана Бэконом логика кардинально отличается от аристотелевской,

опиравшейся на теорию силлогизму. Критика Бэконом силлогистикы базируется на

выявлении того факта, что дедуктивная логика не способна отойти от знаков, слов

к понятиям. Ни один образованный человек не может сомневаться в том, что два

термитов, которые совпадают в среднем термине, совпадают взаимно. Однако, считал

при этом Бэкон, силлогизмы строятся из суждений, суждения – из слов, а слова

являются лишь знаками понятий. Для истинного познания важно иметь дело с самими

понятиями и их источником.