SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


НКФ– представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и

культуры человечества. (период с середины 18 до середины 19 в) Становление НКФ

проходило на фоне радикальных социально-экономических преобразований в некоторых

европейских странах, высшей точкой которых стала Французская буржуазная

революция 1789-1794 гг., провозгласившая принципы свободы, равенства и братства.

Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах

Факторы, которые повлияли на формирование НКФ:

идеи просвящения (идея разума) – это означает, что существует некоторое число

вечных самоочевидных истин, доступных пониманию любого человека в любую эпоху.

идея Великой французской революции – это идея равенства всех людей перед Богом и

законом;

идея деизма – это учение, согласно которому Бог сотворил мир, но в дальнейшем не

вмешивается в ходе мировой истории.

Общие черты, объединяющие представителей НКФ:

сходное понимание роли философии в истории человечества: философия есть

самосознанием культуры;

они понимают философию как строгую системную науку, много внимания уделяли

разработке понятий и категорий;

вера в мощь человеческого разума и в то, что бытиё упорядочено законами и

познаваемо;

признание науки и научного знания как средства решения социальных проблем;

утверждение идеи прогресса в познании и в различных сферах общественной жизни;

провозглашение универсальных норм, морали и права, которые должны привести к

торжеству справедливости и гуманизма.

Родоначальник – Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода (период 1770г.):

1) докритический период уделял внимание естественнонаучным проблемам

(астрономия, физика). Основная работа «Всеобщая естественная история» и «Теория

неба»;

2) критичный период поставил перед собой задачу осуществить анализ всей

предшествующей философии и свои идеи предложил в 3-х основных работах:

«Критика чистого разума» (проблемы гносеологии)

«Критика практичного разума» (проблемы этики)

«Критика способности суждения» (посвящена эстетике)

В эпоху Средних веков и Возрождения основное внимание уделялось проблемам

онтологии, а в Новое время переключилось внимание на гносеологию.В самом

субъекте познания он выделяет 2 уровня:

Эмпирический – это уровень индивидуальных особенностей, познающего субъекта;

(склонность к чему-либо) Трансцендентальный – это уровень надындивидуальных

особенностей (как представителя биологического вида) человека как представителей

своего вида.

Кант процесс познания разделил на 3 этапа: Чувственное; Рассудочное; Разумное.

На чувственном познании – человек упорядочивает хаос ощущений при помощи

субъективных форм созерцания, пространства, времени. Эти формы созерцания

являются априорными (доопытными) и являются условием организации опыта.

Рассудительное познание – рассудок облекает имеющиеся знания, формы, понятия

т.е. выделяет в них нечто общее. Рассудок соединяет разрозненные представления в

единое целое, он использует категории с помощью которых происходит синтез и

обобщение чувственного материала. Например: причинность, единство.

Разумное познание – это способность к умозаключению, это высшее знание о мире,

представленное в форме идей: души, мир, Бога. Тоесть это глобальные понятия с

помощью которых разум стремиться оформить весь мир как единое и бесконечное

целое. В человеческом разуме заложены антиномии – тоесть противоречивые

состояния. Например:

Мир конечен во времени и пространстве;

Мир не имеет границ во времени и пространстве;

Бог существует и Бога нет;

Человек свободен и человек не имеет свободы.

Кант утверждает, что мир такой какой он есть на самом деле – непознаваемый. Он

назвал его «мир вещей в себе», «мы познаём не вещи в себе, а их явления». Кант

назвал этот мир – «мир феноменов».

Кант считал, что единственной абсолютной ценностью в мире является разумная,

человеческая личность. Долг человека быть разумной личностью – это означает

поступать за правилами:

1) Поступать так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом;

2) Воспринимай всегда себя и других как цель действия, а не как средство. Люди-

средства – для нас не представляют для нас никаких ценностей, а люди-цели – те,

которые для нас важны.

Кант утверждает, что разум ставит перед человеком требования, которые мы должны

выполнять – хотим мы это или нет.