SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Диалектика Гегеля как учение о развитии и метод познания.


Диалектика – это учение о развитии всего, что существует. О развитии, которое

понимается не как простое увеличение, рост или уменьшение, а как постепенное

усложнение организации существующего. Во-вторых, о развитии не только внешнего

мира (природы и общества), но и наших мыслей, понятий, познаний, объективного,

которое находит свое отображение в нашей голове.

Диалектика бывает материалистической и идеалистической. Материалистическая

диалектика исходит из того, что существует объективная диалектика – природы и

общества, т. е. внешнего мира, и что человек отражает ее в своей голове: в

сознании, мышлении, познании – в виде субъективной диалектики. Словом, вслед за

диалектикой вещей возникла и развивалась диалектика понятий как ее отображение.

Создателями материалистической диалектики были К. Маркс, Ф. Энгельс. Создателем

идеалистической диалектики был Гегель.

Для Гегеля диалектика — это такой переход одного определения в другое, в

котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть

содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая

душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный

принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость»,

метод исследования, противоположный метафизике.

Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом

понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто отрицательно к

своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в

самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им

ограничивалось бы — конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного,

которое таким образом само превратилось бы в конечное. Следовательно, истинный

характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего

противоположного, или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным,

есть его собственное отражение, и в этом своём внебытии или инобытии абсолютное

находит само себя и возвращается к себе как осуществлённое единство себя и

своего другого. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность

частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в

другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. В этом

всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего —

живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного мира между

собой и с абсолютным, которое вне этой связи, как что-нибудь отдельное, не

существует вовсе. Глубокая оригинальность гегелевской философии, особенность,

свойственная исключительно ей одной, состоит в полном тождестве её метода с её

содержанием. Метод есть диалектический процесс саморазвивающегося понятия, и

содержание есть этот же самый всеобъемлющий диалектический процесс — и больше

ничего. Из всех умозрительных систем только в одном гегельянстве абсолютная

истина, или идея, не есть только предмет или содержание, но сама форма

философии. Содержание и форма здесь вполне совпадают, покрывают друг друга без

остатка. «Абсолютная идея, — говорит Гегель, — имеет содержанием себя самое как

бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает

различие в тождестве полагающего и полагаемого».[8]