SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Основные направления философии 19-20 веков. Рационализм, позитивизм,


психоанализ(Фрейд), феноменология(Гуссерль), герменевтика(Гадамер).



Любое развитие не может идти только по пути прогресса. Открытия в естественных

науках во многом обусловили появление оптимистических философских учений,

основанных на принципах разума. Однако по другую сторону оптимизма есть

пессимизм, физики - метафизика, рациональности - иррациональность.

Начало экзистенциализма положил в 19 веке А. Шопенгауэр (1788-1860). Мир не

имеет смысла, в человеческом существовании много страданий, поэтому и познание

такого мира не имеет смысла. Разум - не главное, главное - свободнаяВоля («Мир

как воля и представление»).

Датский философ С. Кьеркегор (1813-1855) обращает свой взгляд к субъекту. Бытие

человека выражает лишь путь к смерти, страх перед смертью - главное чувство

существования.

Одна из центральных фигур – Ф. Ницше. Огромный вклад Ницше внес в исследование

греческой культуры. Он доказал ее два начала - аполлонийского (разумного) и

дионисийского (неразумного, иррационального).

Рационали́зм — философское направление, признающее разум основой познания и

поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений

человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму,

эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой

философии.

Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее

единственным источником истинного, действительного знания эмпирические

исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный

результат специальных наук.

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века

австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод

лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ

расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно

бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-

фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак

Лакан.

Феноменоло́гия — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как

беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём

сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который

противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!»,

«Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных

систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к

каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает

обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где

сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как

«трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Разработка философии герменевтики как одного из направлений современной

европейской философии была начата итальянским историком права Эмилио Бетти

(1890–1970), а затем продолжена немецким философом Хансом Георгом Гадамером

(1900–2002) в его работах «Герменевтический манифест» (1954), «Общая теория

понимания» (1955), «Истина и метод» (1960). Гадамер реконструирует учение своих

предшественников и создает философию понимания. В его определении это способ

освоения мира человеком, в котором наряду с теоретическим знанием существенную

роль играет непосредственное переживание («опыт жизни»), состоящий из различных

форм практики (опыт истории), формы эстетического переживания, («опыт

искусства»). Хранилищем опыта являются язык, искусство. Источниками опыта служат

образование, предания, культурные традиции, осмысливаемые индивидом в обществе.

Герменевтический опыт в учении Гадамера носит незавершенный характер, что, как

он считает, является эпистемологической проблемой общества. При этом существенна

роль самопонимания субъекта и его совпадение с интерпретацией, истолкованием

своей экзистенции. Главный смысл понимания чужого текста философ видит в

«перемещении в чужую субъективность». Поистине: понять другого невозможно, не

ощутив себя на его месте! Гадамер в книге «Истина и метод. Основные черты

философии герменевтики» продолжает метафизические традиции Платона и Декарта,

отстаивает идею о том, что главным носителем понимания традиций является язык.