SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Социально-экономическая напрвленность марксизма.Учение о государстве, исторических формациях и классах. Учение об общественно-экономических формациях, разра ботанное К. Марксом и Ф. Энгельсом с материалистических, пролетарско-классовых, коммунистических позиций, лежит в основе марксистской типологии государства и права. Определя ющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играют экономические (производственные) отношения, состав ляющие базис общества, которым обусловливается и соответ ствующая ему надстройка, включая государство и право. Со гласно такому подходу, вся история человечества делится на пять общественно- экономических формаций: первобытнообщин ный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капи-талистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладель ческой, феодальной и капиталистической), основанным на час тной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое государство и право, фе одальное государство и право, буржуазное (капиталистическое) государство и право. При первобытном строе (первобытном ком мунизме) еще нет государства и права, при коммунизме государ ство и право как классовые явления отомрут. Применительно к государственности и праву на первой фазе коммунизма (т.е. при социализме) Маркс говорил о диктатуре пролетариата и буржу азном "равном праве" для регуляции меры труда и потребления. В дальнейшем в советской марксистской литературе — в очевидном расхождении с прогностическими положениями самих основоположников марксизма — стали выделять также и социа листический тип государства и права, что фактически демонстри ровало отсутствие и несостоятельность предсказанного перехода от социализма к полному коммунизму без государства и права. Кроме того, в марксистской литературе — с учетом суж дений Маркса и Энгельса о специфике "азиатского способа производства" и "восточном деспотизме" — стали выделять и особый восточный (азиатский, деспотический) тип государства и права, что, конечно, плохо увязывается (и у основополож ников марксизма, и у их последователей) с марксистским уче-нием об исторически сменяющих друг друга экономических формациях и с соответствующим формационным принципом марксистской типологии государства и права. |