SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов

оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают,

что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и

начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и

западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения

были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские

баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о

мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что

политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой

духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как

соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен)

придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как

на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные

республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Философское значение художественных творений Федора Михайловича Достоевского

(1821-1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг

писателя философ В. С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и

пророка, "предтечу нового религиозного искусства". В XX столетии проблема

метафизического содержания его сочинений - это особая и очень важная тема

русской философской мысли. "В историю русской философии Достоевский входит не

потому, что он построил философскую систему, - писал Г. В. Флоровский, - но

потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт... И

Достоевский больше показывает, чем доказывает... С исключительной силой показана

вся глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека".

Религиозно-философские искания другого крупнейшего русского писателя Льва

Николаевича Толстого (1828-1910) были связаны с переживанием и осмыслением самых

разнообразных философских и религиозных учений, на основе чего формировалась

мировоззренческая система, отличавшаяся последовательным стремлением к

определенности и ясности (в существенной мере - на уровне здравого смысла) при

объяснении фундаментальных философских и религиозных проблем и соответственно

своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного

"символа веры". Факт огромного влияния литературного творчества Толстого на

русскую и мировую культуру совершенно бесспорен. Идеи же писателя вызывали и

вызывают гораздо более неоднозначные оценки. Они также были восприняты как в

России (в философском плане, например, Н. Н. Страховым, в религиозном - стали

основой "толстовства" как религиозного течения), так и в мире (в частности,

очень серьезный отклик проповедь Толстого нашла у крупнейших деятелей индийского

национально-освободительного движения).