SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Система методов журналистского творчества на различных стадиях подготовки текста.

Система методов журналистского творчества на различных стадиях подготовки текста.
Метод – последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа.
Методы познавательной деятельности
а) МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
В группе м. получения сведений ясно различаются две подгруппы: традиционные методы и м., заимствованные из конкретных социальных исследований. Они возникают на общей основе – способности человека воспринимать информацию через общение, визуальные контакты.
К традиционным журналистским методам получения сведений относятся
1. Проработка док-в
2. Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей действительности – первичную информацию.
Н – открытое (ж-ст сообщает о том, как и для чего будет писать) и скрытое.
По степени участия ж-ста в событии, в зависимости от изучения предмета, н – прямое и косвенное.
По временному признаку, н- кратковременное и длительное.
3. Беседа представляет собой такое организованное речевое взаимодействие, которое со стороны журналиста направляется отчетливо осознаваемыми задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. С помощью беседы можно получить широкий круг данных:
- фактические данные
- мнения и эмоциональные реакции
- объяснения
- предложения и прогнозы
- речевые приметы собеседника, которые передают некоторые особенности личности
Из методов конкретных социальных исследований чаще всего используются: контент-анализ, опросы, анкетирование и эксперимент.
б) МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ
Методы предъявления сведений
Согласно Лазутиной, методы предъявления сведений — это методы предъявления элементарных выразительных средств (ЭВС) ЭВС - это устойчивые приемы организации материала для выражения мнения (Пронин).
Выделяют три ряда ЭВС:
1. Фактологический — сюда относятся факты и фактоиды,
Факт - элемент текста, несущий описательную информацию, определенно поддающуюся проверке, т. к. в нем указываются все необходмые параметры происшедшего (кто-что-где-когда).
Фактоид - элемент текста, несущий описательную информацию, поддающуюся лишь частичной проверке, поскольку он представляет лишь некоторые параметры происшедшего.
2. Нормативный — содержит нормативы
Норматив - суждения, в которых воплощенные или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула (традиции, обычаи, нормы заона и т. п.)
3. Образный — содержит образы
Образ - 1) вид, облик
2) живое наглядное представление о ком-чем - нибудь
3) в лит-ре, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления.
Методы предъявления фактов:
1. Констатация — указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия
2. Описание — воспроизведение реалий в их предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых деталей.описание бывает двух видов. ..
Создание текста – акт всегда индивидуальный, глубоко личный и сокровенный. Метод изложения, изначально заданный характер интерпретации материала играют большую типообразующую роль.
Автор может пойти совершенно различными путями. Он может предельно субъективировать формально-содержательные структуры произведения. В этом случае текстовая модель окажется имплицитной – не выраженной прямо, неявной. Читателю бывает порой сложно понять такой текст. Большое значение имеет готовность читательской аудитории воспринять предложенный ей текст.
Имплицитная модель текста – смысл неявный, эксплицитная – все максимально ясно.
Надо понимать, произведен ли текст одной прихотью автора с целью выразить свои исключительно личные, малоинтересные для других чувства или, наоборот, произведен для фиксации материала, созвучного многим людям.
Печатная продукция, и прежде всего, разумеется, газетно-журнальная периодика, обращена к широким читательским кругам, и поэтому при разработке ее текстовой модели следует использовать понятные и общеупотребительные стилеобразующие средства, избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения и фабульного хода. Понятно должно быть даже для тупых!!!
Различные текстовые модели «реализуются в соответствующих типах языка: общепринятом и индивидуальном, авторском. Первый – это язык повседневной коммуникации, средств массовой информации, публицистики; второй – язык оригинальных, только данному автору свойственных стилистических средств».
Письменные тексты в издательской практике классифицируют по способам изложения и видам следующим образом: повествование, описание и рассуждение]. В повествовательном тексте рассказывается о каких-либо событиях и фактах последовательно, размеренно, с отражением происходящего во времени. Описательный же текст нацелен на воссоздание картины реальной жизни и, возможно, с особо тщательной прорисовкой отдельных фрагментов и эпизодов. А вот текст, в котором доминирует аспект рассуждения, содержит исследование предметов и явлений, обосновывает какие-либо положения с привлечением других, полностью или частично уже обоснованных положений и утверждений, то есть путем аргументации. Применение рассуждения приемлемо, в первую очередь, для аналитических публикаций.
Диалектически с видовыми характеристиками письменных текстов связаны методы их построения. Само собой разумеется, тексты с различными жанровыми признаками и строиться будут различным образом.
Так, публикации из группы информационных жанров, как правило, создаются с предельно рациональным и экономичным расходованием текстообразующего материала, минимальными интертекстуальными включениями, ровной и умеренной стилевой организацией. Здесь, прежде всего, ставится задача добиться наибольшей полноты осуществления коммуникативного акта.
Совсем иное дело – методы построения художественно-публицистических текстов. В этом случае могут вводиться иочень развернутые интертекстуальные образования, часто формируются подтексты различного уровня сложности, сюжетосложение почти никогда не бывает прямолинейным и упрощенным. Скорее наоборот: с целью познания и отражения соответствующих сторон действительности автор стремится располагать сюжетообразующие элементы оригинально, порой даже причудливо, если это способствует более полному раскрытию идейно-тематического содержания произведения.
У методов построения аналитических текстов – иная специфика. Согласно концепции А.А. Тертычного, выделяются, во-первых, методы познавательно-ориентированного построения: фиксация какого-нибудь отдельного факта, описание взаимосвязанных явлений, фиксация всего познавательного акта и, наконец, описание «схемы» доказательного рассуждения. Во-вторых, выделяются методы коммуникативно-ориентированного построения текста: обусловленные представлением о соответствии текста ожиданиям аудитории, обусловленные представлением о способах и формах отражения действительности, ожидаемых аудиторией[27].
Схема действий автора выглядит следующим образом. Исходя из поставленной задачи написания именно журналистского текста, он выбирает соответствующий тип речевой деятельности. В данном случае единственно возможный вариант – язык повседневной коммуникации, без труда понимаемый читательской аудиторией. Затем, конечно с учетом жанрового фактора, стремится в общих чертах наметить видовую модель будущего текста, что во многом обусловливается характером собранного эмпирического материала. Наконец, автор подыскивает подходящие варианты построения текста, определяет конкретный метод его конструирования.
В понятии нарратологии, таким образом, отражается многогранный процесс реализации текстообразующего потенциала, проявление подходов, характерных для воссоздания конкретного текста в условиях соответствующей системы взаимоотношений текстоопределяющих факторов. В этом понятии ключевое место отводится автору, который оказывается отнюдь не отстраненным создателем произведения. Он выступает как субъект организации и развития внутренних, глубинных сюжетообразующих линий, возрождается в повествователе и герое.
Большую роль играет правильный отбор лексического материала, а для этого необходимо тонко чувствовать слово, распознавать его нескончаемые нюансы психоэстетического плана.
Модальность – это поле, в пределах которого автор делает то, что не противоречит установленным правилам, что можно делать, чтобы реализовать авторское волевое начало в его субъективном проявлении. И вот в границах действия фактора текстовой модальности автор во всех мыслимых аспектах экспериментирует, подбирает средства построения текста, моделирует.
Работа непосредственно над текстом – главная составляющая часть всего творческого процесса, и каждый автор идет исключительно своей стезей. Тема никогда не может быть реализована одинаково.
Понимание законов текстопостроения, принципов взаимодействия различных структур единого текстуального пространства может расширить творческое видение автора, дать ключ к решению конкретной практической задачи.