SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

№3


С 1834 Белинский печатался в “Телескопе” Надеждина. I В том же году “Молва”

(газета, приложение к “Телескопу”) I публикует его первую большую работу

“Литературные мечтания” I (критик приходит к выводу, что в России нет

литературы, но не воспринимает это трагически, считая, что перед литературой в I

России открыто будущее). В 1835 Надеждин уезжает за границу, и Белинский

назначен временным редактором “Телескопа”. I Белинский пишет статьи о Гоголе,

Баратынском, Бенедиктове, I Кольцове, выступает как переводчик и рецензент.

“Ранний” I Белинский придерживался идеалистических представлений о I литературе

(“Литература сама себе цель, и вне себя цели не I имеет”). “Поздний” Белинский

(в период “Отечественных; I записок” и “Современника”) большое внимание уделяет

I политическим идеям. В литературе он ищет прежде всего! I отражения

“действительности”. Еще в “Телескопе” Белинский, I активно боролся с

романтическим направлением в литературе! (Бенедиктов, Марлинский); в статье “О

русской повести и1 повестях г. Гоголя” он выступает как первооткрыватель нового

| писателя и нового направления в литературе (основной критерий | Белинский -

“верность действительности”; по мнению критика, творчество Гоголя отличают

простота вымысла, народность, оригинальность и “совершенная истина жизни”). В

статье “Ничто

о ничем” Белинский попытался создать теорию журналистики; он считал, что

главное для журнала - “иметь собственную физиономию”, направление. В 1836

“Телескоп” закрыли за публикацию “Философического письма” Чаадаева.В 1838

Белинский начинает печататься в реорганизованном журнале “Московский

наблюдатель” (организовали в 1835 В. П. Андросов, М. П. Погодин и С. П. Шевырев,

в 1837 журнал перешел в руки I книготорговца Н. С. Степанова) и в “Литературных

прибавлениях | к “Русскому инвалиду”” Краевского. В конце 30-х годов I Белинский

переживает идейный кризис, который сменяется | периодом “примирения с

действительностью” (1838 - 40 гг.) - Белинский исходил из формулы Гегеля “Все

разумное действительно, и все действительное разумно”. В начале 1839 “Московский

наблюдатель” был прекращен из-за материальных трудностей, и Белинский переходит

в “Отечественные записки” I А. Краевского. 40-е гг. - “петербургский” период в

творчестве Б., I период преодоления “примиренческих”

настроений.“Отечественные записки ” начал в 1820 выпускать П. Свиньин, а в 1838

сдал журнал в аренду А. А. Краевскому. С приходом в 1839 Белинского, который

внес в журнал доктрину, у “ Отечественные записки ” появилось “лицо”,

направление. Журнал был очень разнообразен (8 отделов - современная хроника

России, наука, словесность и художества, критика, домоводство, с/х и

промышленность, библиография и смесь), по замыслу Краевского, “Отечественные

записки” должны были | носить “энциклопедический характер”. По условиям

договора, Белинский должен был вести отдел критики и библиографическую хронику.

К тому времени Белинский был уже I вполне сложившимся, профессиональным

журналистом. С его точки зрения, полемика была очень важна для журнала.

Белинский выступал также за повышение качества беллетристики и литературно-

критических материалов журнала. В 40-е гг. в “Отечественные записки” публикуются

сочинения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича и др.; широко

представлена западноевропейская литература - Шекспир, Гете, Гейне, Жорж Санд,

Диккенс. Статья Белинского “Речь о критике”: новые

принципы рассмотрения литературных произведений; критика названа составным

элементом искусства, выразительницей общественного мнения, орудием воспитания.

Белинский пишет статью о Державине, начинает серию статей о Пушкине; регулярно

делает годовые обзоры русской литературы. Белинский защищает творчество Гоголя и

всех представителей “натуральной школы”, “реализм” и “народность”, причем его

понимание народности отличается от славянофилов и др. (он понимает ее как

воплощение идеалов народа, правдивость в изображении любых сторон

действительности и в конечном счете

— защиту интересов народа, а не как квасной патриотизм, использование

внешних атрибутов национальной жизни, идеализацию прошлого и тем более

самодержавия). С отходом Белинского от “примирения с действительностью”

“Отечественные записки” приобретают антикрепостническое направление. Но в то же

время многие публицисты журнала негативно относились и к западноевропейскому

капитализму. В статье “Парижские тайны” Белинский раскрывает “противоречия”

буржуазной демократии (пролетарий и капиталист равны перед законом, но от этого

пролетарию ничуть не легче). В середине 40- х гг. в журнале назревают серьезные

противоречия. Краевского не устраивала политическая острота выступлений

Белинского, и он пытался сдерживать его порывы, заваливая черновой работой, и к

тому же мало платил ему. В 1845 Белинский участвует в предпринятом Некрасовым

издании сборников “Физиология Петербурга” и “Петербуржский сборник” (Некрасов,

Григорович, Достоевский, Даль и др.) - это ознаменовало рождение так называемой

“натуральной школы” (термин Ф. Булгарина), “гоголевского направления” в

литературе, а вступительная статья Белинский к одному из сборников стала как бы

манифестом этого направления. В 1846 Белинский окончательно уходит из

“Отечественных записок».

В 1846 Некрасов и Панаев купили у Плетнева пушкинский “Современник”. Белинский

поддержал эту идею. Он перешел в “Современник”, который, по признанию Некрасова,

создавался прежде всего для Белинского, был наиболее влиятельным участником

“Современник”, ему предоставили полную свободу действий, и он определял идейное

направление журнала. Он положил начало размежеванию либерально-дворянской и

революционно-демократической тенденций в журналистике, которое продолжили

Чернышевский и Добролюбов. До 1859 “Современник” оставался литературным

журналом, хотя произведения подбирались с острой социальной проблематикой. В

журнале господствовала проза, стихов почти не печатали. Из зарубежных авторов -

Жорж Санд, Ч. Диккенс, П. Мериме, Г. Филдинг, Шекспир, Гете. Хорошо был

поставлен отдел критики и библиографии. Статьи Белинского “Взгляд на русскую

литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ

“Москвитянину””, рецензии на повторное издание “Мертвых душ” Гоголя, его

“Выбранные места из переписки с друзьями” и др. В “Современнике” не было четкого

разделения критических и библиографических статей (на это указывал сам Белинский

в обзоре литературы за 1846), жанр отзыва определялся важностью и

художественными достоинствами произведения. Статьи Белинского в первую очередь

придавали направление “ Современника”. В статье “Взгляд на русскую литературу

1846 года” критикует славянофилов, но все же не отрицает их заслуг - они

поставили вопрос о путях развития России, хотя ответ на него дали, по мнению

Белинского, неверный. Белинский излагает не только свои литературные взгляды,

но и политическую программу. Рассуждая о русской литературе, Белинский

затрагивает и общественно-политические вопросы, в частности, проблемы ликвидации

крепостничества, движения России по пути прогресса, в котором западноевропейские

страны значительно ее опередили.

В “Письме к Гоголю”, написанном за границей без оглядки на цензуру, Белинский

резко оценивает покаянные мотивы книги Гоголя, его попытки идеализировать

самодержавие и т. д. Обращаясь к Гоголю публично, т. е. в рецензиях на его

книгу, помещенных в “Современнике” - подцензурном издании - Белинский не мог

себе этого позволить. В 1847 позиции “натуральной школы» значительно укрепились.

“Взгляд на русскую литературу 1847 года” - последняя большая статья Белинского в

“ Современнике”

Белинский умер в мае 1848. Его смерть совпала с наступлением политической

реакции (т. н. “мрачного семилетия” - 1848 - 1854). Несмотря на это, не одно

поколение русских критиков и публицистов (особенно разночинцев по происхождению)

находилось под влиянием личноста и творчества Белинского. После его смерти

Никитенко отказался от редактирования “ Современника”, и редактором журнала

становится И. Панаев (неофициальным руководителем “Современника” остается

Некрасов).