SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Роман А. Битова «Пушкинский Дом»: «версия и вариант» русского постмодернизма. Поэтика романа.

Постмодернизм – 1. термин п. употребляют для характеристики мировой культуры (в частности литературы) конца 20в, то, что следует после модерна. 2. это умонастроение, специфическая ситуация в культуре, обществе, науке, политике. Творчество Андрея Битого переходное от литер. традиц. типа до литер. 60г. и демонстрирующие возможности нового в постмодернизме (это предтеча рус. постм.). Роман – памятник шестидесячничеству, впервые опубликован в США в 1974 г, а в России только в 1990х г. Герои романа А. Битова «Пушкинский дом» литературоведы, причем в текст романа включены целые статьи, их проекты и фрагменты, анализирующие сам процесс литературного творчества и культурного развития. В романе разворачиваются версии и варианты одних и тех же событий; воскресают, по мере необходимости, умершие герои, большую роль играют полупародийные отсылки к русской классической литературе. Посредством цитатности роман пытается восстановить разрушенную тоталитарной культурой связь с модернистской традицией. Герои, сохранившие связь с традициями культуры, выглядят единственно настоящими (дед героя Одоевцев, дядя Диккенс). Свобода для них - в создании собственной, независимой от стереотипов интеллектуальной реальности.Свободе противопоставлено не насилие, а симуляция реальности, ее подмена (например, реакция на смерть Сталина показана как симуляция всеобщей скорби). Битов выявляет симулятивность советской культуры, т.е.существование символов, идеалов, знаковых фигур, за которыми ничего не стоит, которые существуют сами по себе, не имея ничего общего с жизнью. Это роман о русской и советской ментальности, революции, о русской истории, о проблемах 60х г, используются эксперименты с образом автора, показаны взаимоотношения персонажа с реальностью. Приемы: мир как текст, смерть автора, интертекстуальность, ирония, принципиальная незавершенность повествования, сложные отношения между автором и героем, осознание симмулятивной природы, культурного и исторического контекста, текст строится по принципу мир как хаос, характерная черта – бессобытийность, сближение литер-ры, литературовед-я, культурологи, тонкий психологический анализ внутреннего мира героя, прием авторской маски (4 авторские маски в романе: 1 симулякра, 2 творца, 3 игрока с хаосом, 4 филолога). 1м. анализируется понятие симулякра: главный герой Лева Одоевцев из индивид. героя превращается в коллективного, процесс обесличивания героя. 2м. трансформируется в образе деда Левы – роль противопостовления настоящей русской культуры и симмулятивной подмене жизни, знак высокой культуры и интеллигенции. 3м. текст строиться по законам мира хаоса, прием карнавализации. 4м. раскрываются проблемы литературоведческого характера, исследует природу писательского мастерства (в этом смысле был новатором) – маска утверждает, что текстовая реальность живет по своим законам, и подчиняет себе автора. Образ Пушкина вводится маской ав-филолога. Поэзия Пушкина – мерило подлинности всех явлений и понятий, он гений, сумевший выразить в слове тайны свободы и творческого духа, эталон гармонии. Битов ищет идеал в поэзии Пушкина, через его образ исследует психологию творчества, творческого потенциала в соврем. культ. ситуации.