SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Поэзия «шестидесятников»: общая характеристика литературного течения. А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина и др. – анализ творчества одного из поэтов на выбор.

60-ки — субкультура в советском союзе, сложилась среди интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся м/у 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды, были годы сталинизма, ВОВ и эпоха «оттепели. Для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, требовало формировать собственное мнение. Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими, критичными и уверенными в себе людьми. Однако их ждало разочарование- сталинский режим стал ещё жёстче и бескомпромисснее.Определяющими событиями «60»стали смерть Сталина и доклад Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (1956 год), разоблачавший сталинские преступления. Для большинства «шестидесятников» XX съезд был катарсисом.Последовавшая за XX съездом либерализация общественной жизни(эпоха «оттепели») стала контекстом активной деятельности «60». Они активно поддержали «возвращение к ленинским нормам», отсюда В.Ленина – кумир (стихи А. Вознесенского и Е. Евтушенко, пьесы М. Шатрова, проза Е. Яковлева) как противника Сталина и романтизация Гражданской войны (Б. Окуджава, Ю.Трифонов, А. Митта). «60» — убеждённые интернационалисты и сторонники мира без границ. Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе. Огромную роль в этом играл журнал «Новый Мир», с 1958 по 1970 год редактировавшийся Александром Твардовским. Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды, стал главным рупором «шестидесятников» и был невероятно популярен в их среде. Трудно назвать печатное издание, имевшее сравнимое влияние на умы какого-нибудь поколения. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок.Прежде всего это были честные, «окопные», произведения о войне, в основном молодых авторов — так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василя Быкова и другие.Но, очевидно, главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях. Публикация эта стала почти столь же переломным и катарсическим событием, как и сам XX Съезд. Организаторами чтений «на Маяке» были будущие диссиденты Владимир Буковский, Юрий Галансков и Эдуард Кузнецов.Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Её продолжали вечера в Политехническом музее. Там тоже выступали в основном молодые поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава.Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе. Огромную роль в этом играл журнал «Новый Мир», редактир Твардовский. Прежде всего это были честные, «окопные», произведения о войне, в основном молодых авторов — так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева и др.Главным событием была публикация в 1962 году повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях. Публикация эта стала почти столь же переломным и катарсическим событием, как и сам XX Съезд.В конце 60-х возникла новая субкультура — туристов-походников. В её основе лежала романтизация таежного (северного, высокогорного) быта геологов и прочих полевиков. Простота, грубость и свобода их жизни были противопоставлены скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой, центральной практикой этой субкультуры было коллективное пение у костра под гитару — в результате чего авторская песня превратилась в массовый жанр. Олицетворением и любимейшим автором этой субкультуры был бард Юрий Визбор. Впрочем, расцвет её пришёлся не на «шестидесятников», а на следующее поколение. Поэзия:Андрей Вознесенский,Белла Ахмадулина, ,Евгений Евтушенко ,Новелла Матвеева,Роберт Рождественский и др..Проза:Александр Солженицын,Андрей Битов,Василий Аксёнов,Аркадий и Борис Стругацкие,Юрий Визбор,Юрий Трифонов.Кинематограф:Андрей Тарковский
РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.Вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин.Молодые поэты стремились ярко выразить себя и закрепиться в умах,памяти читателей. Им помогла эстрада:их стихи не могли не звучать. Характерное свойство поэзии Рождественского —актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно увидеть, что лирика поэта отражает некоторые черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, духовные обретения и потери.В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни. Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Все стихи Р.Р. о любви наполнены тревожным сердечным переживанием. Путь к любимой для поэта —непростой путь; это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей «молодой поэзии» 1950—1960-х годов.Его творчество отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, пафосность, масштабность и контрастность изображения в сочетании с рационалистическим. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.Рождественский создал много текстов популярных песен («Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»).Переводил зарубежных и советских поэтов