SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Границы текста. Проблема интертекста. Границы текста. Проблема интертекста.
-категория анализа худ. текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительност. В принципе Г.Т. не может трактоваться абсолютно непреодолимой, причем пересечение границ текстового пространства в норме носит центростремительный характер: автор (повествователь) и/или читатель в принципе могут быть введены внутрь текстового пространства, что наблюдается при традиционных внутритекстовых обращениях автора к читателю . Интертекстуальность – текстовая категория, отражающая соотнесенность одного текста с другими, диалогическое взаимодействие текстов в процессе их функционирования, обеспечивающее приращение смысла произведения. Обозначаемое этим термином явление "текста в тексте" было открыто еще М.М. Бахтиным и описано им в работах, посвященных диалогичности худож. текста. В русле идей М.М. Бахтина межтекстовые связи худож. произведения традиционно рассматриваются в литературоведении в рамках проблемы литературных влияний, заимствований, подражания и пародирования, а в стилистике и лингвистике текста – в рамках проблемы взаимодействия "своей" и "чужой" речи (цитат, аллюзий, реминисценций и т.п) Многообразие существующих интертекстуальных концепций можно объединить в две группы: в широком плане И. понимается как универсальное свойство текста (текстуальности) вообще; в узком плане – как функционально обусловленное специфическое качество определенных текстов (или типов текста).Однако рассмотрение всякого текста как интертекста, а И. как сущности худож. коммуникации "растворяет" сами понятия текста и И., подвергает сомнению их самоценность и целостность, не позволяет выявить различные типологические формы И. В соответствии с более узким подходом И. обозначает не свойство текстов (текстуальности) вообще, но особое качество лишь определенных текстов (или типов текста). Интертекст это текст, который взаимодействует с другим текстом, имплицитное указание на уже существующий текст, к-й выступает в асс. Интертекст это основной вид и способ построения художественногo текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций, отсылающих к другим текстам. А.К. Жолковский отмечает некоторые типичные контексты, учет которых был бы желателен при интертекстуальном анализе. 1) На нулевом (внутритекстовом) уровне это составляющие самого рассматриваемого текста - его части, персонажи, аспекты, структуры. 2) Конкретный подтекст, с которым играет произведение. 3) Жанр, в котором оно написано и который оно пытается обновить. 4) Вся система инвариантных для автора мотивов, также подвергаемая модификации. 5) Влиятельный современный контекст, часто социокультурный, в дружбе-вражде с которым формируется данный текст. 6) Глубинный (мифологический или психологический) архетип, который реализован в произведении, возможно, в новаторскими вариациями. 7) Весь (авто) биографический текст жизни и творчества автора, особой редакцией которого можно полагать рассматриваемый литературный текст. Цитирование может быть точным или полемичным, явным или завуалированным. Жолковский выделяет следующие виды цитаций: 1)когда более или менее явно цитируются часть текста, образ, сюжетное положение; 2) когда отсылка осуществляется к биографии какого-либо предшественника или известного современника; 3) когда цитируется структурная организация про изведения - метр, ритм, интонация, рифмовка, поэзия грамматики; 4) модели интертекста - когда формальные связи принимают регулярный характер (пятистопный хорей связывается с темой пуги (к'Ф. Тарановский),серии «Памятников», «Смертей поэта» и др.). |