SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии: представители, основные


теории.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии

как другие направления, в частности бихевиоризм и интеракционизм.

Психоанализ - учение, признающее особую роль бессознательного в динамике

развития личности. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и

других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения

различных душевных заболеваний. Фрейдизм - учение, связанное с именем

австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда, кроме психоанализа, содержит

теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность

идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

Примерами теорий, непосредственно использующих идеи классического психоанализа,

являются теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В них

предпринимается попытка рассмотрения процессов, происходящих в группе, что

расширяет область исследуемых явлений, выводя их из рамок, ограниченных

диадическим взаимодействием или взаимодействием в триаде.

Основными понятиями, которые рассматриваются в качестве предмета исследования

теорий данного направления, являются следующие:

групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических

процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы:

образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад;

уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных

отношений, выражающаяся в группообразовании.

Итак, теоретическим источником своих взглядов большинство психологов данного

направления называют учение 3. Фрейда. Социально-психологические взгляды Фрейда

в наиболее концентрированном виде выражены в его работе "Массовая психология и

анализ человеческого Я" (1921). В основу интерпретации межличностных отношений

он положил раскрытие психологических механизмов семьи, как первичной группы и

прототипа групповых отношений.



В основе первичной группы лежат либидозные по своему характеру связи и

отношения. Либидо - одно из основных понятий психоанализа, обозначающее неко­

торый вид энергии, чаще всего биохимичес­кой, которая лежит в основе потребностей

и поступков человека. Ключевой фигурой, по отношению к которой остальные члены

группы выстраивают свои отношения, является лидер группы. В группе

устанавливается два ряда отношений: сначала Эмоциональные связи:

происходит выстраивание своего отноше- 1 - отношения между членами группы и их

отношения к лидеру, а затем - к другим членам группы. Таким образом,

устанавливается и 2 - отношения между каждым два ряда эмоциональных связей: а)

между членом группы и лидером членами группы; б) между каждым членом группы и

лидером (схема). Причем детерминируют отношения членов группы между собой. Лидер

в группе является своего рода изображением отца, и отношение с ним строится по

модели отношения с отцом.

Члены группы, испытывая влияние лидера, признавая его качества, как бы передают

ему часть самостоятельности и ответственности за свои поступки. В то же время

сам лидер не имеет определенных приоритетов в симпатиях к тому или иному члену

группы. Это влияет на амбивалентность (противоречивость) чувств к нему со

стороны остальных: с одной стороны -признание его лидерства, с другой -

подавление собственной враждебности, как следствие осознания частичной утраты

своего психологического суверенитета и ограничения в реализации

интернализованного образа отца. С утратой эмоциональных связей и нарушением

отношений с лидером группа распадается.

Динамическая теория функционирования группы В. Байона

Теория представляет собой попытку интерпретации параметров группы и механизмов

ее функционирования по аналогии с психологическими характеристиками индивида.

Материалом для наблюдения послужили терапевтические группы. Утверждается, что

группа - это макровариант индивида, поэтому социально-психологический анализ

возможен по тем же критериям, что и изучение отдельной личности (потребности,

мотивы, цели и т.п.).

Группа, по мнению Байона, представлена в двух планах:

а) выполнение группой какой-либо задачи (осознанные действия членов группы);

б) групповая культура (нормы, санкции, мнения, установки и т.п.) как результат

неосознаваемых вкладов членов группы.

Между этими двумя уровнями групповой жизни - рациональным (или сознательным) и

иррациональным (бессознательным) - неизбежны конфликты, приводящие в действие

"коллективные защитные механизмы", которые опять же интерпретируются по аналогии

с индивидуальными механизмами защиты в психоаналитической интерпретации.



Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда

Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в группах тренинга

человеческих отношений (Т-группы). Т-группа - группа, создаваемая для

воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у

них социально-психологической компетентности. Т-группы создаются из 7-15

человек, незнакомых до этого друг с другом, для ведения дискуссии (сочетаемой с

ролевыми играми), предметом которой являются реальные межличностные отношения ее

участников. Обсуждения строятся по принципу "здесь и теперь", то есть

анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без

обращения к своему прошлому опыту. Задача - изучение динамики процессов в группе

самими ее участниками, налаживание системы обратной связи, с помощью которой

человек получает возможность видеть как другие интерпретируют его поведение, а

следовательно, создается предпосылка для осмысления возможных последствий своих

действий в группе.

Условием успешной работы является климат взаимного доверия, стимулирующий

участников на установление межличностных отношений, на которые они, как правило,

не решаются в обыденной жизни. Развитие чувствительности к групповым процессам

происходит главным образом через переживание участниками многогранного

группового опыта.



Теория включает два основных вопроса:

а) анализ помех валидной коммуникации в группе,

б) стадии группового развития.

Основная помеха установления валидной коммуникации, по мнению авторов теории, -

это ситуация неопределенности, в которой находится каждый из участников

вследствие нерешённости вопросов о власти и взаимосвязях.

Выделяются следующие фазы развития группы:

1) Решение вопроса о лидерстве; данная фаза включает 3 подфазы:

а) напряжение в связи с неопределенностью обстановки (зачем мы здесь?);

б) разделение участников на сторонников "сильной лидерской структуры"и

сторонников менее жестких форм управления группой;

в) решение вопроса о лидере (данный процесс может затянуться и в этом случае

группа распадается);

2) Фаза установления межличностных отношений ("решение проблемы

взаимозависимости"); данная фаза также включает три подфазы:

а) очарование бегства (люди раскрываются друг перед другом, уединяются

микрогруппами);

б) разочарование - "схватка" (раскрылись, а что дальше?);

в) согласованная обоснованность (совместная оценка результатов,

выясняется, что произошло с группой, с ее участниками за это время).



На каждой из отмеченных фаз возможны отклонения от нормального хода развития,

вследствие длительной задержки на одной из стадий, недостижения целей, либо

распада группы.



Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца

Суть теории выражена в четырех постулатах:

1) Постулат о наличии у человека трех межличностных потребностей, которые

устанавливают связь личности с ее человеческим окружением: а) потребность

включения; б) потребность в контроле; в) потребность в любви.

Причем возможен как оптимальный вариант удовлетворения потребности, так и

отклонения в сторону "больше" или "меньше", приводящие к негативным последствиям

для личности.

2) Постулат "относительной преемственности и непрерывности". Суть данного

постулата заключается в том, что сложившиеся в детстве поведенческие образцы

всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим.

На взрослое поведение человека влияет то, насколько и каким образом были

реализованы в детстве его потребности включения, контроля и любви.



Включение понимается как потребность устанавливать приносящие удовлетворение

отношения с другими людьми. В зависимости от характера удовлетворения этой

потребности в детстве, взрослый в межличностных отношениях склонен к проявлению

следующих типов поведения:

а) недостаточно социальное поведение (undersocial) - данный тип поведения

формируется опытом недостаточной интеграции в семье, характеризуется

замкнутостью, сохранением дистанции с окружающими;

б) сверхсоциальное поведение (oversocial) - формируется опытом чрезмерного

включения в семью и характеризуется стремлением к вхождению в группу;

в) социальное поведение (social) - соответствует адекватной интеграции человека

в группу.

Межличностная потребность в контроле также зависит от характера взаимоотношений

с родителями, то есть меры осуществления контроля с их стороны за действиями

ребенка.



Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля, характеризующие

различные полюсы дисциплинированного поведения:

а) "отказывающееся" поведение - поведение индивида отличается тенденцией к

смирению и покорности,

б) "автократическое" - тенденция доминировать над другими;

в) "демократическое" - в зависимости от ситуации индивид может отдавать

распоряжения, а может и подчиняться, не чувствуя внутреннего дискомфорта.



Потребность нравиться и быть любимым. Выражения потребности в любви могут быть

позитивными или негативными. В зависимости от отношений родителей с ребенком в

эмоциональной сфере (адекватные, теплые или неадекватные, холодные) выделяются

три типа межличностного поведения:



а) недостаточно личностное - человек сохраняет эмоциональную дистанцию с

другими, боясь, что близость с людьми обнаружит его недостатки и это станет

причиной его отвержения со стороны окружающих;

б) сверхличностное - индивид желает тесных эмоциональных связей, пытаясь

добиться расположения и любви окружающих;

в) личностное - человек адекватно чувствует себя и в тесных и в дистантных

эмоциональных отношениях, полагая, что он достоин любви.

3) Постулат о совместимости. Его суть - совместимые группы более эффективны в

достижении групповых целей.



Шутц предложил три типа совместимости, в основу выделения которых положено

соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения с поведением,

желаемым ею от других, в каждой из сфер межличностных потребностей:

а) совместимость, основанная на взаимном обмене, - степень совместимости

оценивается по тому, насколько сумма выражаемого и желаемого поведения у одной

личности по каждой из трех потребностей(любви, контроля, включения)

равнааналогичной сумме у другой;

б) инициирующая - проявления потребностей у одного человека совпадают с

проявлениями этих потребностей у другого (например, одна сторона желает

подчиняться, а другая - доминировать);

в) реципрокная - сумма поведения, выражаемая одной личностью, соответствует

сумме желаемого от этой личности со стороны другой.

4) Постулат группового развития.

Каждая группа в своем развитии проходит этапы включения, контроля, любви.

Недостатки теории:

• отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов;

• интерпретация личности как реактивного организма, обусловленного

• его ранним опытом;

• "автоматическое" перенесение эталона детского поведения и

• взаимоотношений со взрослыми на существующие отношения с окружающими.

В целом для психоаналитического направления в социальной психологии характерна

тенденция, основанная на признании уникальности человеческого опыта, возможности

интерпретировать поведение индивида, исходя из глубинных детерминант, связанных

с базовыми потребностями личности.



Трансактный анализ Э.Берна

Трансактный анализ (ТА) - направление психологии, рассматривающее развитие

личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней

организации индивидуальной психики. Берн сосредоточил внимание на межличностных

отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по

Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях

общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой

конкретные структуры "трансакции". Определенное место Берн отводит понятию

“игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности,

других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.

В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний

- Родитель,

- Взрослый

- Дитя.



Теория авторитарной личности Т. Адорно.

Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в

основу теории авторитарной личности, основателем которой является Т.Адорно и его

коллеги (берклийская группа). Они так же и Фрейд, полагали, что причину

негативных аттитюдов к аутгруппе стоит искать в личности их носителя.

1. Групповой конфликт – это аномалия, а его участниками может стать не любой

человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.

2. В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд приемов,

среди которых были: анкеты, включающие вопросы о социодемографических

особенностях респондентов (религиозности, членстве в политической партии,

профессии, уровне дохода и т.д.), а также их аттитюдах; клиническое интервью, в

котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое

мнение по ряду социальных проблем;тематико - апперцептивный тест, где

испытуемому предлагалась серия картин с изображением драматических событий и

предлагалось рассказать в каждом случае о своих действиях.

3. Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к

дискриминации аутгрупп – авторитарной личности, которая обладала следующими

чертами:

• конвенциализм: привязанность к ценностям среднего класса;

• авторитарное раболепие: некритическое подчинение идеализированным авторитетам

собственной группы;

• авторитарная агрессия: тенденция выискивать людей, не уважающих

конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;

• анти-интрацепция: неприятие всего субъективного, исполненного фантазии,

чувствительного;

• суеверность: вера в мистическое предначертание собственной судьбы,

предрасположенность к мышлению в жестких категориях;

• силовое мышление и культ силы: мышление в таких категориях, как господство-

подчинение, сильный-слабый, вождь-последователи; идентификация себя с образами,

воплощающими силу; выставление напоказ силы и крепости;

• деструктивность и цинизм: общая враждебность,очернение всего человеческого;

• проективность: предрасположенность верить в мрачные и опасные процессы,

происходящие в мире; проекция своих неосознанных, инстинктивных импульсов на

внешний мир;

• сексуальность: чрезмерный интерес к сексуальным «происшествиям».

4. Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу.

5. Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик,

для авторитарной личности свойственна наличие личностных черт, таких как:

Сопротивление социальным изменениям. С авторитаризмом близко связано отношение

человека к социальным изменениям.

^ Неприятие прав человека: демократических прав, в т.ч. свободы слова, свободы

организации демонстраций, отсутствия у правительства права объявлять войну без

проведения референдума.

^ Высокая выраженность национальной идентичности .

• Позитивное отношение к закону и негативное – к заключенным.

• Самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми

стереотипами.

^ Отсутствие интереса к собственнойличност��.

• Низкий уровень морального развития.

• Неприятие идеи о множественности систем моральных норм.

6. Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования

авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный

отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в

семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями

и детьми).

• Наличие авторитарных черт не является гарантией того, что их носитель будет

осуществлять аутгрупповую дискриминацию. В частности, для авторитарной личности

характерно желание не отличаться от большинства, поэтому авторитарный человек

склонен к аутгрупповой дискриминации только в тех случаях, когда такое отношение

к аутгруппе рассматривается в обществе, как допустимое и обоснованное. В

противном случае он будет ярым приверженцем равенства.

В настоящий момент, говоря об авторитарной личности, делают акцент, скорее, не

на семейной ситуации ее развития, а на ее взаимоотношениях с группой.