SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Понятие социальной установки. Структура и функции аттитюда. Проблема

формирования и изменения социальных установок.



Социальная установка или аттитьюд - это диспозиция личности в соответствии

скоторой тенденция ее мыслей, чувств и возможных действий, организованных с

учетом соц. Объекта.

Диспозиция – это готовность к предрасположенному поведению.

Аттитьюд – это осознанное переживание ценностей. Значения смысла, соц. Объекта,

которые реагируют отношение к нему и поведению.

Социальными объектами выступают разные явления: люди, группы, соц. Институты,

соц. Нормы, продукты культуры.

Аттитьюд оказывает направляющие влияние на соц. Поведение, за счет осознанной

готовности к стабильной реакции, сформированной н6а основе прошлого. В этом его

отличие от установки по Узнадзе.

Установка лишена социальности, эмоциональности, осознанности и стратегии.

Психологическая готовность к определенному поведению (боевик, кровь, драки – не

нравиться не смотри)

Аттитьюды конкретной личности образуют сложную иерархическую систему, компоненты

которой взаимосвязаны, взаимозависимы, иногда противоречивы. Борьба

противоречивых соц. Установок может превести к несоответствию вербального

выражения и поведения.

Виды установок: - аттитьюд на объект, - на субъект, - перцептивный аттитьюд.

А-д запускает соответствующее поведение в тогм случае, если другое влияние

типично, насыщено и полностью соответствует данному поступку. А-ды служат

удовлетворению важных потребностей личности.:- в адаптации, защите,

самоорганизации, упорядочивании мира.

Функции аттитюда:

1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) а-д способствует соц. Адаптации,

помогает оценить как другие относятся к соц. Объекту. Поддержка определяющих а=д

дает возможность заслужить одобрение других.

А-д направляет Л к тем объектам, которые служат достижению ее цели.(любовь к

природе)

2. Эгозащитная – способствует разрешению внутренних конфликтов, защищает от

неприятной информации о себе и значимых для Л соц. Объектов, за счект

формирования негативных а-в (Н: зависть к еврейскому этносу).

3. Ф-я выражения ценностей (самореализации) А-ды дают возможность выразить то,

что важно для человека, помогают реализовать себя в отношении соц. Объектов

самоопределиться, организовать поведение.

4. Ф-я организации и знаний. А-ды упрощают задачу изучения новой информации.

Помогают смысловому упорядочиванию новой информации, любая и-я оценивается и

соотносится с имеющимися а-дами. Воспринимаем то, что не противоречит имеющимся

а-дам.

Структура аттитюда

1. Когнитивный компонент связан с формированием стереотипа, конструкта,

просто с отнесением компонента познания к какой либо категории, осознание

объекта соц. Установки или это знания, представления об объекте, осознание а-да.

2. Аффектиыный – эмоционально-оценочное отношения к объекту (нравственные –

ненравственные)

3. Поведенческий – включает в себя потенциальную готовность определенного

отношения к объекту, готовность к последовательному поведению.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять

регулирующую ф-цию.А в случае рассогласования установочной системы, ч-к ведет

себя по разному, установка не будет выполнять регулирующую ф-цию.

Т.О . структура аттитюда: осознание, оценка, готовность действовать. Компоненты

тесно связаны и тесно влияют друг на друга. Если между ними наблюдаются

разногласия , то результаты – неодекватного поведения по отношению к этому соц.

Объекту.

Соотношение соц. установок и реального поведения Парадокс Лапьера

Он посещал отели с китайцами, не обнаружил различия м/уобслуживанием его и

китайцев. Через год послал письма в отели в которых останавливался с вопросом :

«Может ли он их посетить еще раз с китайцами. Ответ «нет» в большинстве отелях.

Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению.

Концепция В.А.Ядова об иерархической структуре диспозиции личности. Ядовым

разработана диспозиционная концепция регуляции соц. поведения личности.

Диспозиции личности – это зафиксированные в соц. опыте предрасположенности,

воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и и

действия др., а также готовность вести себя в определенных условиях

соответствующим образом. Осн. Идея Ядова- человек обладает сложной системой

различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и

деятельность. Эти диспозиции организованы иерахически, т.е. можно обозначить

более низкие и более высокие их уровни. В основе теории положена идея Узнадзе о

том, что установка возникает при встрече имеющейся потребности, в ситуации ее

удовлетворения. Ядов предположил, что можно выстроить иерархию потребностей,

ситуацию, в которой они удовлетворяются, диспозиции им соответствующих и

определить какие типы поведения эти диспозиции регулируют.

Иерархия потребностей построена на основе включения личности в разные сферы соц.

Активности, в кот. Происходит расширения репертуара потребностей и возможностей

их удовлетворения.

Иерархия ситуаций (условий) удовлетворения потребностей основана на их

изменчивости и долговременности последствий.

Иерархия соц. Поведения выделяется в зависимости от ближайших отдаленных целей.

Каждый уровень диспозиций отвечает за регуляцию определенного уровня поведения.

1 уровень - Элементарные фиксированные установки формируются на основе витальных

потребностей в простейших предметных ситуациях в семье, отвечают за регуляцию

поведенческих актов, непосредственных реакций на актуальную предметную ситуацию.

2 уровень – Аттитьюды (соц. Фиксированные установки)- формируются на основе

потребности в общении, осуществляемой в малой группе, регулируют поступки.

Поступок – элементарная, соц. Значимая единица поведения целесообразность

поступка выражается в установлении соответствия между привычной простой соц.

Ситуацией и соц. Потребностями чел.

3 уровень- базовые соц. Установки – формируются в сферах жизнидеятельности. В

которых удовлетворяется потребность в соц. Активности. От аттитьюдов отличаются

тем, что более устойчивые и касаются соц. Областей, а не объектов (Н: установка

к работе вообще)

4 уровень – система ценностных ориентаций –проявляется в наиболее значимых

ситуациях соц. Активности, влияющих на последующую жизнь человека, ориентируясь

на жизненные планы, выбирает определенную сферу деятельности; средства для

достижения целей. Система ценностных ориентаций регулирует целостность поведения

и деятельности.

2. Подходы к исследованию социальных установок в других школах

отечественной психологии (категории отношение, направленность личности,

личностный смысл)



3. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов в западной

психологии



Исследование социальных установок было начато в 1918 г. социологами У.Томасом и

Ф.Знанецким при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян,

эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и

Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания

индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой

ценности [Thomas, Znaniecki, 1918]. Их основной интерес был сконцентрирован на

том, как социальная среда и культура в целом могут определять отношение людей к

некоторым социальным объектам, значимым для них. (У. Томасом и Ф. Знанецким была

разработана типология личностей в соответствии с характером их адаптации к

социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми,

традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но

высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям

и нововведениям в связи с гибкостью и креативностью своих установок. Именно

«творческие» личности, по мнению этих авторов, способствуют развитию

общественной жизни и культуры). Сама природа социальной системы определяется

характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и

установки.

У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части

вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми,

т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации

индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и

развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в

конечной итоге — к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к

изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности)

человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение

отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с

нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути

рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в ряде

функциональных теорий аттитюда. Среди наиболее известных работ, определяющих

функции социальных установок, можно назвать теорию М. Смита, Д. Брунера, Р.

Уайта {Smith, Bruner, White, 1956], а также теорию Д. Каца [Katz, 1960].



Соотношение социальных установок и реального поведения

Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было

установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя

студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая

нормальный прием.

Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с

письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он

получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок,

которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является

одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

Когнитивный диссонанс (Л.Фестингер)

Когнитивный диссонанс — состояние индивида, характеризующееся столкновением в

его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок

относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного

элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение

неполноты жизни.



Теория когнитивного диссонанса была предложена ^ Леоном Фестингером в 1957 г.

Она представляет собой объяснение конфликтных ситуаций, которые нередко

возникают «в когнитивной структуре одного человека». Теория ставит своей целью

объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у

человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого

коллектива, то есть его внутреннее состояние и переживания.



Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться

снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь

консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает

«психологический дискомфорт».

2. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить

возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации,

в которых дискомфорт может усилиться.

^ Возникновение диссонанса.

Диссонанс может появиться по различным причинам:

- из-за логического несоответствия;

- «по причине культурных обычаев»;

- в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого

мнения;

- из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.



Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или

«знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу,

бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие,

возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его

реальными поступками.



В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация

так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя

из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих

знаний.



Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок

или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения

относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так

страшно. Таким образом индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить

конфликт внутри себя.



^ Степень диссонанса.

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может

усиливаться или ослабевать, — все зависит от проблемы, которая встает перед

человеком.

Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку

предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от

того, насколько важен этот выбор для индивида.



^ Ослабление диссонанса.

Понятно, что существование диссонанса, независимо от степени его силы,

принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам

это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить

диссонанс, человек может прибегнуть к четырем способам:

1. изменить свое поведение;

2. изменить «когницию», то есть убедить себя в обратном;

3. фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.

4. развитие первого способа: применить критерий истины к поступившей информации,

признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным

пониманием проблемы.

Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в

одинаковой мере заманчивых альтернатив дается человеку нелегко, однако, сделав

наконец этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции», то

есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень

положительные черты того, с чем он согласился. Чтобы подавить (ослабить)

диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого

им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого,

другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах.