SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Интеракционизм в социальной психологии: представители, основные теории. Общая характеристика направления:
а) основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс социаль ного взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования; б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией; в) ключевые понятия - "интеракция" и "роль"; д) основной теоретический источник - социально-психологические концепции Джорджа Мида - американского философа, социолога и социального психолога. Основные направления: символический интеракционизм; ролевые теории; теории референтной группы. Символический интеракционизм Теория символическогоинтеракционизма - теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики. Представители символическогоинтеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. - уделяют особое внимание проблемам "символической коммуникации" (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов). Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) "Сознание, личность и общество" (1934г.). Дж. Мид - американский философ, социолог, социальный психолог, выражал идеи прагматизма, полагал, что человеческое "Я" имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия. Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом: а) личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом "символами", вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован; б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого; в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами:структурой личности, ролью и референтной группой. Структура личности включает три компонента: "I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него; "Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего "обобщенного другого" и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции; "Self" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное взаимодействие. В символическоминтеракционизме выделяются две школы - Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун). Г. Блумер - представитель Чикагской школы символическогоинтеракционизма. Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным "Я" и нормативным "Я", постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать. Ролевое поведение - это поисковый, динамичный и творческий процесс (делание роли). М. Кун (Айовская школа) - автор "теории самооценки личности". Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности. Ролевое поведение трактуется как "исполнение", "проигрывание", "принятие" роли, что исключает его творческий характер. М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом". Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории: а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин); б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый). Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности. . Ролевые теории Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др. Главная категория - "социальная роль", то есть совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус - это "набор ролевых ожиданий" в отношении члена группы, которые подразделяются на "ожидания-права" и "ожидания-обязанности" индивида при исполнении им роли. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон). В понимании роли выделяются следующие аспекты: а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения индивида; б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к своему поведению во взаимодействии с другими; в) роль как наблюдаемое поведение индивида. Существуют виды ролей: а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в отношении них нет единых представлений); б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые благодаря усилиям индивида; в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциаль ные). Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной включенности). Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий: а) знание роли; б) умение выполнять роль; в) интериоризация выполняемой роли. Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает ситуация ролевого конфликта. Выделяются конфликты двух типов: 1) межролевые конфликты - конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей; 2) внутриролевые конфликты - конфликт, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах. Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами: а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать; б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт. Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности -то есть состояния индивида в ситуации межролевого конфликта - ставится в зависимость от следующих обстоятельств: а) субъективное отношение к роли ее исполнителя; б) санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли; в) тип ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности; прагматическая ориентация). Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта предпочтет исполнитель роли. Представитель "ролевого" направления - Э. Гоффман в работе "Человек в повседневном поведении" (1959) - выдвинул концепцию "социальной драматургии", где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой имидж). При описании ролевого поведения вводит понятие "ролевой партии", используя театральную терминологию: "фасад" - окружение, внешность и манера поведения индивида; "авансцена" - место, где происходит взаимодействие; "кулисы" - место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории. Теории референтной группы Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон. Термин "референтная группа" был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка человеком своего статуса. В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации. Референтная группа -группа людей, в чем-то значимых для индивида; групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпирическом социальном "Я" и Дж. Мида об "обобщенном другом". Джемс подчеркивал, что социальное "Я" формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление. Теория социальной драматургии И. Гофмана Каждая жизненная ситуация - это драматургический спектакль в миниатюре, где есть действующие лица, сена, декорации, зрители, сюжет. Исполняя социальные роли человек пытается произвести такое впечатление, под влиянием которого окружающие будут добровольно выполнять, то что соответствует его замыслу. |