SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Способности, их измерение и развитие. Б. М. Теплов. Свойства способностей 1) способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять. 2) Такая характеристика, которая очень тесно связана с познавательной и исполнительной областью – знаниями, умениями, навыками. Эти свойства отражают классический диагностический подход к изучению способностей. Способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять. 3) способности не тождественны ЗУН. Способность – не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность – индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity – условие, возможность (связь с телом, организмом). Capacity - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability – умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними – «черный ящик». Изучение способностей – изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков). Способности – задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков. Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой- нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах: 1. Диагностико-коррекционный: способности – проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности. 2. Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам. Развитие способностей. 1. Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо- физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сензитивных периодов – оптимальные временные условия для развития способностей. 2. Личностный: способность – средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале. Оба подхода подтверждаются в разных исследованиях: Исследования. 1. Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство – роль наследственности). Раннее развитие способностей у выдающихся людей. 2. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сензитивные периоды, периоды возрастной чувствительности – особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста. 2-3 года – приобретение речевых навыков. 5-7 лет – способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно – они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого – в меньшей. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в деятельности. От одаренности зависит не успех в выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха. У одаренных детей происходит наложение нескольких сензитивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития. 3. Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды – влияние факторов среды. Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой. Можно констатировать, что в отечественной психологии раз¬работан прочный теоретико-методологический фундамент иссле¬дования способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о вы¬раженности способностей. Среди них — результативность деяте-льности, скорость и успешность овладения необходимыми знани¬ями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения ра¬боты, а также степень преодоления неблагоприятных условий сре¬ды. Для изучения способностей исследователи применяют разно¬образные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эк¬сперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям они не доведены до уровня требований, предъявляемых методам психо¬диагностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики, в част¬ности в работе психологической службы в школе и производства Творчество Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Во втором разделе данной работы, уделяется внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить. Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии. На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники. Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта- художника». И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту. Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно». Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе. Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей. Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью. Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность. Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека. Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. |