SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Ощущение и восприятие: свойства, виды, классификации Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны м/у собой. И одно и др явл-ся так назыв-м чувственным отображением и объективной реальности, существующей независимо от сознания и взаимосвязи воздействия ее на органы ч-ка: в этом его единство: Но восприятие – осознание чувственного дан предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, имеющих для нас определенное значение и вовлечен в многообразн отнош-я. Этими отношениями созд-ся осмысленные ситуации, свидетелями которых мы явл-ся. Ощущения же – отражение отдельного чувственного кач-ва или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. Основным источником наших знаний о внешн мире и собств теле явл-ся ощущение. Они составляют осн. каналы, по которым информация о явлениях внеш мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая ч-ку возможность ориентироваться в окруж-й среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужн. информ-ю, никакая сознат жизнь не была бы возможна. Ощущение возникает как R н с на тот или иной раздражитель и, как всякое ψ-кое явление, имеет рефлекторный х-р. Физиологич-м механизмом ощущений явл. Де спец-х анализаторов. Для возникн-я ощущений необходима работа анализатора-это не пассивный приемник энергии, это орган, рефлекторно перестраивающийся под возд-м раздражит-й, т е ощупывание мира. Классификация: Принято различать 5 основ-х видов(модальностей) ощущений: обоняние, вкус. Осязание, зрение, слух. Зрение – наиболее совершенный анализатор 90% инф-и Слух анализаторы – 2 место по значимости т.к. связан речевой Де ч-ка(в слух ощ- ях выделяют ряд характерн звуков: интенсивность(громкость), высота звука от 16 до 2000Гц, тембр(набор гармоник), субъективную длительность, пространственность. Слух ч-ка в знач-й степени речевой(фонематический). Осязание – кожн чувствительность включ-т 3 вида ощущений:-тактильные(связан с прикоснов-ми); - температурные-(тепло и холод); -болевые.Рецепторы кожн чувств- ти расположены на теле человека неравномерно, зависят от f-ной значимости для ч- ка) Вкусовые – играют важн. роль в ψ-кой Де. Осн. вкус ощущ-я: сладкое, кислое, горькое, соленое. Обонятельные – играют меньшее значение, чем у наших предков. 6 основн запахов: фруктовый, цветочный, пряный, смолистый, гнилостный, горелый. Чаще важны в проф Де. Систематическая классификация ощущений по их участию в построении мира и регуляции поведения на этой основе – 3 осн типа: Интероцептивные - сигналы из внутр среды организма (голод, жажда, удушье, и т.п.). Обычно осознаются лишь в случае нормального сост-я организма. Экстероцептивные – сигналы из внешнего мира, создают основу для нашего поведения, дают образы внешнего мира). Делят на: -контактные ощущения(осязание, вкус); - дистантные ощущ-я (зрение, слух, обоняние). Проприоцептивные – обеспечивают наличие у субъекта «схемы тела» - кинестезия – обесп-т инф-ю о положении тела в пространстве(мышцы, сухожилия) Генетическая классификация(старая- на основе эволюции ощущений): 1 вид чувств-ти –протопатическая- более примитивная, близка к сигнальной f органические чувства (голод, жажда и тд). 2 вид чувств-ти – эпикритическая – высшая, тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная) – к ней относ-ся основн органы чувств ч-ка– близка к отражат или образн f. Различн виды ощущений хар-ся общими св-ми: Качество, интенсивность и длительность ощущ-я есть его временная хар-ка(при воздействии раздражителя на орган чувств- ощущ-е возник-т не сразу, а спустя какое-то время). Не всякое раздражене выз-т ощущ-е. Чтобы ощущ-е возникло, раздражитель должен достичь опр. величины, выд-ся 2 вида чувств-ти : - абсолютная-хар-ся 2-мя порогами: • Нижний абсолютн порог – это min величина или(интенсивность раздражителя), которая может вызвать едва заметное ощущение • Верхний абсолютный порог – это мах интенсивность раздражителя, при которой он еще воспр-ся. Дальнейшее увеличение силы раздражителя выз. Болезнен ощущ-я(сверхгромкий звук, слепящая яркость). Разностный порог – это наименьшее различием/у раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях восприятия. Имеет значение –разностная чувствительность в ряде специфических профессий (дегустатор, музыкант…) Специфика восприятия выраж-ся ч/з систему характеризующих его св-в. Осн.св-во это: - Предметность, предполагает осмысленность и целостность образа, т к все предметы окр. мира имеют не просто цвет, форму, величину, но и вполне опр-е функцион-е значение в Де ч-ка. -Обобщенность и категориальность тесно связ с предметностью и основано на включении воспр-я речи и речевого мышления. Это отнесен-е опр предмета к опр классу, категории путем использов-я языковых ср-в. -Константность –относит-е постоянство воспринимаемой формы, цвета предметов. - избирательность – сущестенно важное св-во восприятия – обусловлено с одной стороны особенностью Л воспринимающего, его потреб-тями, интересами, знаниями, а с другой стороны особ-ми самого предмета его броскостью, контрастностью и т д. Предметность восприятия тесно связано с целостностью и осмысленностью восприятия. Виды восприятия: Восприятие пространства- f –рует практически всегда, т к сами образы восприятия ориентированы в пространстве. Мы зрительно воспринимаем окр-й предметный мир как 3-х мерный и включаем такие хар-ки предмета как направленность, удаленность, величина, глубина и т.д. В процессе зрит воспр-я возникает много искажений и иллюзий(иллюзия стрелы). Помимо зрит, в воспр простр-ва участвуют также: - слуховая, кожномышечная(проприоцептив), вестибулярная системы. Восприятие движения- это отражение изменений положения предметов в простр- ве(связ с направл-м движ-я) и во времени(связ со скоростью). Восприятие движения обеспеч-ся и соответств-м движ-м глаз, и дифференцировкой объекта(фигура, фон), и совместной работой различн анализаторов(зрение, кинестезия). Восприятие движ-я сложно и часто связано с иллюзиями движения (# кажущегося движ-я - явл-ся стробоскопическое –использ-ся в кино –быстрая смена неподвижных картинок). Восприятие времени одно из чрезвычайно сложных и важных постояннодейств-щих видов восприятия. Человек как и все жив. орг-мы живет в постоянно меняющ-ся мире, вся его жизнь - постоянное изменение. Восприятие ч-ком времени специфично своей осознан-ю. Человек переживает чувство времени в своем развитии до особого целостного восприятия, представления: -прошлое, настоящее, будущее. Это путь стн-я всей психич-й жизни ч-ка, всей его Л.Оценки времени явл-ся субъективными и зависят от хар-ра Де, в которую включен ч-к. Сущ-т факты недооценки и переоценки времени(когда времени не хватает, либо оно тянется и его много). |