SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Эмоции: классификации и функции.




Эмоции: классификации и функции.

Эмоции – это особый класс психологических процессов и состояний, связанных с

потребностями и мотивами и отражающихся в форме непосредственно-чувственных

переживаний, значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Э-ции -это

преживания на биологическом уровне. «-» эмоции связаны с неудовлетворенной

потребностью. «+» эмоции –связаны с удовлетворенной потребностью.

Главная f – это внутр регуляция Де ч-ка:

1. отражательная (оценочная) f эмоций- состоит в обобщенной оценке событий

2. стимулирующая (побуждающая) f – из предыдущей f вытекает побуждение к

действию

3. смыслообразующая – эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему

поведению ч-ка определенный смысл, положительные переживания воодушевляют ч-ка

4. приспособительная – проявл-ся в том, что эмоции явл-ся средством,

позволяющим организму эффективно приспосабливаться к окружающим условиям

5. экспрессивность (выразительная) и коммуникативная f - позволяют

человеку выразить внешне свое отношение к окружающим, яркость и разнообразие

эмоциональных отношений делает человека более интересным

6. f предвосхищения (прогнозирование)- ожидание праздника

7. f самопознания – эмоции и чувства способствуют более глубокому познанию

человеком самого себя.

В узком понимании значения слова эмоции- это непосредственное преживание к-

нибудь чувства.

Физиологические теории эмоций

т. Джеймса-Ланге

Джеймс и Ланге обратили внимание на телесные изменения, к-рые сопровождают

эмоцион-е состояния человека (заметные телесн изменения и сосудо-двигат измен-

я).

Определен физич. Состояния характерны для различн эмоции –страха, любопытства…

В эмоции принято различать 3 момента:

1. восприятие к-либо предмета или события, представление о нем

2. вызываемое этим событием чувство – (страх, радость, грусть и т д)

3. телесные изменения и выражение этого чувства(смех, слезы, покраснение и

т д )

теория Кеннона-Барда

альтернативная точка зрен. На соотношение органических и эмоц-х процессов, к-я

показала, что на самом деле и телесные изменения , и эмоциональные переживания,

связанные с ними, возникают почти одновременно.

Эволюционная теория эмоций Дарвина

Э согласно этой т. появились в процессе эволюции живых существ как жизненно

важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к

условиям и ситуациям его жизни (# сигнал о том как настроено и что намерено

предпринять живое существо – животное оскаливает зубы в гневе - измен-ся

дыхание, пульс, животное готово к любым действиям).

Когнитивные теории

Информационная теория Симонова:

Согласно этой теории эмоц-е состояние опред-ся качеством и интенсивностью

актуальной потребности индивида и оценкой, к-ую он дает вероятности ее

удовлетворения. # эмоция страха развив-ся при недостатке сведений, необходимых

для защиты.

Если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает.

Когнитивно-ψ теория Шехтера( двухфакторная)

Он экспериментально доказал, что э переживание обусловлено познавательными и

физиологическими факторами. Эмоция- это знание внеш-х и внутр-х процессов,

помноженных на возбуждение организма. При этом вед. роль играет интерпретация

внешн и внутр информации(оценка своего физиологического состояния).(Я плачу и я

знаю, что я плачу, потому что мне грустно).

Классификация Изарда

Изард выдели основные базовые эмоции:

- страх – отриц эмоц сост-е, появл-ся при получении информ о возможн угрозе,

реальн или воображ опасности(часто недостоверный или преувелич прогноз)

- гнев – отриц эмоц состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое

внезапным возникновением препятствия на пути удовлетв-я исключительно важной для

субъекта потреб-ти

-отвращение –отрицат эмоц состоян вызываемое объектами(предметы, люди и проч),

соприкосновение с которыми (взаимодействие, общение и пр) вступает в резкое

противоречие с идеологич, нравствен или эстетич принципами или установками

субъекта.

- презрение- отр эмоц сост, возникн в м/личн-ных в/отношениях и порождаемое

рассогласование жизнен позиций, взглядов и поведения субъекта с др.

-печаль- отриц эмоц сост связан с получ-м инф-и о невозможн-ти уд-ния важных

потребностей, которые до этого времени представлялись вероятными

- радость- положит эмоц сост-е связан с возможностью достаточно полно уд-ть акт-

ю потреб-ть, вероятность которой до этого момента была неопределенна.

-интерес –положит эмоц состояние, способств развитию ЗУН и мотивирующее обучение

- удивление- не четко выраж эмоц реакция(+ или - )на внезапн возникш обстоят-ва

- стыд – отриц эмоц сост выраж в осознании несоотв-я собственных помыслов,

поступков, внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственных

представлений.



Эмоц сост-я зависят от характера протекающ Де, но и сами оказ-т влияние на эту

Де. В типичн эмоц состояниях выраж-ся индивид-но типологические особенности Л.

Основой возникнов-я эмоц сост-й явл-ся потреб-ти и мотивы чел-ка К ним относят:

-настроение – это сравнит слабо выражен, сохр-ся долгое время эмоц сост-е ,

связан с общим физич-м или психоогич самочуствием ч-ка в дан преиод времени.

Всегда имеет причины, которые не всегда осознаются, по разному выраж-ся у разных

людей в поведении

- аффект – относит кратковремен сильное эмоц состоян, затрагивает основные

физиологич пр-сы в орг-ме и связ с важными событиями ч-ка. При чрезвычайно

конфл. Ситуации состояние ч-ка выражается в сильной вспышке – аффекте. Огромная

сила аффекта, его яркость, соед-ся с кратковрем-ю протекания. Сужается объем

сознания. Проявление волевой регуляции во времени аффекта-невозможно. Чаще

проявл-ся у истеричных людей, с неуравновеш-ми процессами торможения и

возбуждения. Сущ аф которые носят + хар-р их вызыв-т радостные события.

- стресс – эмоц сост-е напряжения возникающее под влиянием сильных экстрем-х

возд-вий. В стресс состоянии с трудом осущ-ся целенаправл Де, может наступить и

полная дезорганизация Де. Возможны ошибки восприятия, неадекватн R на неожид

раздражители(дистресс). Незначит стресс может вызвать активизацию Де,

особ.ясность и четкость мышления. Поведение в стресс обстановке зависит от

индивид-типологич и личностн хар-к.

- фрустрация- состояние близкое к сост-ю стресса ( от лат обман, тщет ожидания).

Это эмоц сост. Преживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, к-ое охват-т ч-

ка связ с невозм-ю достижения значимой цели. Причины, вызыв-е фрустрацию м.б.

различными(#конфликт – фрустрация появл-ся только тогда, когда степень неудовл-

ти выше того уровня, который ч-к может выдержать). Приводит к тем же отриц

последствиям что и стресс. Ч-к в состоянии Ф исп-т особо сильное напряжение,

которое может проявиться как крайняя степень досады, злобы, подавленности,

раздражения. Особ-ти протекания Ф зависят от возможной разрядки возникшего

напряжения, так назыв-мая «смягченная агрессия»(разрядка на др человека).

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на

какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация –

состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель

(реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в контексте

более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и

реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые, хотя для их

преодоления требуются огромные усилия (настойчивость). Фрустрация к такого типа

трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с раком). Являния фрустрации

наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает

более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо

жизненной потребности

-Чувства- высш форма эмоц состояний. Хар-ся длительностью и устойчивостью. Это

сложн соедин разнообр настроений, отнош-й, аффектов связ у конкр ч-ка с различн

значимыми событиями, предметами, видами Де. Особую форму прерживания

представляют собой высшие чувства. В завис-ти от предметной сферы, к к-рой они

относятся, чувства подразд-ся на – нравственные(побудительные силымногих героич

поступков, нормы и правила и ч-к знает, что хорошо, а что плохо, добро-зло ит

д);

Интеллектуальные- (сопровождают познават Де – удивление, любознат-ть, сомнение в

прав-ти решения)-регулятор умств-й Де; эстетические-(эмоц чувства к прекрасному

вприроде, в жизни людей и в искусстве).

- любовь-понятие упомин-ся в ψ в 2-х значениях: 1. -любовь – это чувство,

характеризующ-ся высок степенью эмоц положит отношения, оно в центре жизнен-х

потреб-тей и интересов(любовь к Родине, музыке и тд); 2- Любовь –это чувство,

обусловленное секс-й потреб-ю и характериз-ся интенсивностью, напряженностью и

выраж-ся в стремлении быть с мах полнотой представленным своими многозначными

чертами в ж/д другого ч-ка т.о, чтобы побуждать у него потребность в ответном

чувстве той же интенсивности.

- страсть –чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе др.

побуждения и преживания ч-ка, принято наз-ть страстями.

Это сильное, устойчивое, всехватывающее чувство, подчиняющее себе все ост эмоции

и желания и побуждающие ч-ка помимо его воли к опред-м действиям по отнош-ю к

предмету страсти. Это эмоц сост-е с трудом управл-ся сознанием и мышлением ч-ка,

часто подчин-т их себе делая поведение ч-ка неразумным и фактически безвольным

(#казино)

Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции.

3) чувства

Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают

смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение

для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания,

сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле

являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в

образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих

избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам,

которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению

(ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных

двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв –

терапевтические цела: канализация.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем

поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное

личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей

деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность

предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают

в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к

обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний

(источник: сопереживание).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения

эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте.

Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого

эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся

преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до

социальных чувств.

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и

им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает.

Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и

эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и

делает, в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к

объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или

отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто

образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение

и подавленность. На протяжении всего анализа феномена любви Эрих Фромм

подчёркивает её активный характер. Любовь предполагает активную

заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Забота и

заинтересованность приводят нас к другому аспекту любви: к ответственности.

Эрих Фромм указывает на очень тесную взаимосвязь между всеми компонентами любви.

С одной стороны, невозможно уважать человека, не зная его; и забота, и

ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. С другой

стороны, если бы в качестве мотива знания не выступала заинтересованность, оно

было бы пустым

Любовь – это другой путь познания тайны человека.

2. Любовь между родителями и детьми. «Детская любовь следует принципу: «Я люблю,

потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я

люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе».

Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»».

Эрих Фромм отмечает также тесную связь между развитием способности любить и

объектом любви. По самой своей природе материнская любовь является

безусловной. Такая безусловная любовь способна восполнить одно из самых

глубочайших томлений каждого человеческого существа. И будучи детьми, и будучи

взрослыми, все мы томимся по материнской любви. Отцовская любовь – любовь

обусловленная.

Объекты любви.

Фромм пишет о том, что любовь не обязательно понимать как отношение только к

одному, определённому человеку. Любовь, по Фромму, - «это установка; ориентация

характера, которая задаёт отношения человека к миру вообще, а не только к одному

«объекту» любви». Если я действительно люблю какого-нибудь человека, то я люблю

и всех людей, я люблю весь мир и люблю жизнь.

В зависимости от видов любимого объекта Эрих Фромм выделяет различные типы

любви.

3.1. Братская любовь. Фромм понимает под братской любовью «ответственность,

заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание

продлить его жизнь». Братская любовь характеризуется полным отсутствием

предпочтения, это любовь ко всем человеческим существам.

3.2. Материнская любовь. Материнская любовь является безусловным

утверждением в жизни ребёнка и его потребностей. Связь между матерью и ребёнком

по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается

в помощи, а другой её даёт.

3.3. Эротическая любовь. Эротическая любовь составляет противоположность

обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним

единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна.

3.4. Любовь к себе. «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же,

как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в

действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной

мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог

и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя,

любит всех других одинаково».

3.5. Любовь к богу. Религиозная форма любви, которая называется любовью к

богу, также берёт своё начало в потребности преодолеть отчуждённость и достичь

единства. Фромм отмечает существование определённых параллелей между

любовью к родителям и любовью к богу. Он пишет: «В истории рода человеческого мы

видим то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной

привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к

зрелой стадии, когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в

себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и

наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом

смысле».