SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Ощущение и восприятие: свойства, виды, классификации.




ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый

раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может

восприниматься определенными органами чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов

анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый

анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого

рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная

функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих

нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют

центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных

импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого

анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.

е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным

рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием

раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда

включает в себя двигательные компоненты. Таким образом, ощущения вовсе не

являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о

мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания —

это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство,

непосредственно связанное с ощущением.



Виды ощущений. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна

принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений:

обо¬няние, вкус, осязание, зрение и слух. Рассмотрим систематическую

классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским

физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы

ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные

и экстероцептивные ощущения. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о

состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам,

находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и

других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения передают сигналы о

положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека,

играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает

ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также Двигательное, или

кинестетическое, ощущение.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они

доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой

ощущений, связывающей человека с внешней средой.

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:

контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются

непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного

ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества

объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким

ощущениям относятся слух и зрение.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощуще¬ний.

Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1)

протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифферен¬цированную и

локализованную), к которой относятся органические чувства (го¬лод, жажда и др.);

2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объек¬тивированную и

рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая

чувствительность более молодая в генетическом пла¬не, и она осуществляет

контроль за протопатической чувствительностью.

Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений,

разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние

рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные

воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы),

расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутрен¬них

органов.



Основные свойства и характеристики ощущений. Все ощущения могут быть

охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений

относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную

локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую

данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в

пределах данного вида ощущений.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от

силы действующего раздражителя и функционального состояния ре¬цептора,

определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения.

Латентный период различных видов ощущений неодинаков.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает

одновременно с прекращением его действия. След от раздражителя остается в виде

последовательного образа. Различают положительные и отрицательные

последовательные.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя.

Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя

в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на

какой участок тела воздействует раздражитель.

Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Для того чтобы ощущение

возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение,

называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых

лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что

они не оказывают никакого воздействия на организм. Начало изучению порогов

ощущений было положено немецким физиком, пси¬хологом и философом Г. Т. Фехнером,

абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему

восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характеризует

абсолютную чувствительность. Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий

ощущение, тем выше чувствительность.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. О чувствитель¬ности

глаза мы уже говорили. Очень высока чувствительность и нашего обоня¬ния.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего,

так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так

и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и

возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности

действия раздражения и т. д.

Другая характеристика чувствительности — это чувствительность к различию. Ее еще

называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению

раздражителя. Таким образом, для того чтобы почувствовать минималь-ное различие

в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его

воздействия на определенную величину, а то минимальное разли¬чие между

раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом

различения.



Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Как показывают исследования,

чувствительность может ме¬няться в очень больших пределах. Это говорит о том,

что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная

чувствительность человека резко меняется. Описанные изменения чувствительности,

зависящие от условий среды, связа¬ны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной

адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие

приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происхо¬дящих в

самом рецепторе. Существуют способы повысить чувствительность органов чувств.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или

упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лу¬рия выделяет две стороны

повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный,

постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений,

происходящих в организме, поэтому возраст субъекта от¬четливо связан с

изменением чувствительности. Исследования показали, что ост¬рота

чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максиму¬ма к 20-

30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторо¬на

повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и

зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий

на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией —

возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного

для других анализаторов. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной

взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности

чувственного отражения объективного мира.



Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих

при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные

поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними

существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали,

что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть

процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и

явлений окружающего нас мира.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание восприни¬мать тот

или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые

усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость,

которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя¬тии предмета

реального мира задействованы внимание и направленность (в дан¬ном случае

желание).

Итак, восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент

на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их

различных свойств и частей.



Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия являются

процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной

системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в

органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям

передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь

оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой

как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В

зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется

определенная сенсорная информация.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно

связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями,

разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах

чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в

нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во

взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений,

взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и

составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как

и ощущение, является рефлекторным процессом.

Основные свойства и виды восприятия. К основным свойствам восприятия следует

отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность,

осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального

мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных

предметов.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения,

отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ

предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных

ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство

заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией

наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем

фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая

формируется в течение некоторого времени. Таким образом, восприятие доводит до

нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в

реальном мире.

Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов

при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности,

проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения

условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно

постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном

восприятии цвета, величины и формы предметов

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри¬ятие

возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств,

перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Связь мышления

и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет

— это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу,

связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы

пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно,

восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на

органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования

имеющихся данных.

Та¬ким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный

про¬цесс.

Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в

любой момент времени Мы воспринимаем только один предмет или конкрет¬ную группу

предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют¬ся фоном

нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Таким образом, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена

самой природой нашего сознания.



Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы

су¬ществования материи: пространство, время и движение, В соответствии с этой

классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие

движения.



Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от

восприятия формы предмета. Восприятие пространства не ограничивается, однако,

восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений

предметов по отношению друг к другу. Так сложный комплекс приборов, который

лежит в осно¬е восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной

организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного

восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного

мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-

кинестезического и вестибулярного анализаторов.

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется

на разных уров¬нях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия

длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические

явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся

ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых обра¬зований.

Смена процессов возбуждения и торможения при дли¬тельной нервной деятельности,

воспринимается как волнооб¬разно чередующиеся усиления и ослабления звука при

длитель¬ном вслушивании. К ним относятся такие циклические явле¬ния, как биение

сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и

бодрствования, появление голода и т.п. В собственно восприятии времени мы

различаем: а) воспри¬ятие временной длительности; 6) восприятие временной

после¬довательности. Помимо установления порядка или последовательности

пред¬шествующего и последующего, временная локализация вклю¬чает определение

величины интервалов их отделяющих. Знание того, что такой день, как временной

интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия,

года, ме¬сяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п.

Ес¬ли предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его

движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим

заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем

взгляд. Восприятие движения в глубину пространства возникает вследствие смещения

соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую

роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся

предметом. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии

его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд

изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения

объекта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого

отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными

промежутками времени. В восприятии движения значительную роль несомненно играют

косвенные признаки, создающие опосредованное впе¬чатление движения. К числу

«кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат

наклонное поло¬жение, меньшая отчетливость очертаний движущегося пред¬мета и

множество других косвенных признаков. Восприятие движения — очень слож¬ный

вопрос, природа которого еще не вполне выяснена.