SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Строение и развитие личности в гуманистической психологии.




В качестве предмета исследования понимание здоровой творческой личности. Целью

такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а

самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн,

А. Маслоу).

А.Маслоу (1908-1970) были разработаны важнейшие теоретические положения этого

направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития

личности.

Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее

лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или

невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем

исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную

природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее

одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его

современниками, а 9 - историческими личностями, в число которых входили А.

Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и

политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует

определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что

данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более

«высокие» потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают

только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность

в безопасности или в любви. Не только критики, но и последователи Маслоу

показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении

доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то что его

физиологические потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже

фрустрировали удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей,

большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин

самоактуализация, введенный Маслоу, так же как и его описание

самоактуализирующейся личности.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все

существующие потребности в два класса - потребности нужды (дефицита) и

потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня

существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и

самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение

фрустрированных потребностей. Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу

говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и

других людей.

каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и

составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать

и проявить в своей жизни и деятельности.

общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как

самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только

в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не

препятствовать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,

стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает

личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.

в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя

механизмами. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем

плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в

плане его личностного развития, развития его самосознания.



К.Роджерс (1902-1987) разрабатывал основы своей индирективной терапии -«терапии,

центрированной на клиенте».

Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для

Рождерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и

который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Степень

тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл

конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает

другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более

или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что

человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально

хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности,

тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и

самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он исходил из того,

что психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к

правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе

терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и

побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате

происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку,

«переструктурировать гештальт». Это повышает конгруэнтность и дает возможность

человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает

тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с

клиентом или в групповой терапии как встреча нескольких клиентов и терапевта.

Одним из наиболее популярных видов психотерапии стала «логотерапия»,

разработанная австрийским психологом В. Франклом. Многие положения

экзистенциальной теории Франкла роднят ее с гуманистической психологией.

Теория Франкла состоит из трех частей - учения о стремлении к смыслу, учения о

смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни Франкл

считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смысл имеет

конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования

применительно к каждому человеку.

По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл — логос — своего

существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого

бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек

теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предается пороку

или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих

в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три

класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности

творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности

отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным

обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом

ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых

человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Именно на такое осознание и

направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр

потенциальных смыслов.

Франкл вводит понятие о поэтическом уровне существования человека.

Исследуя возможности коррекции поведения, представители гуманистической

психологии ориентируются на способы развития у людей осознания своей

ответственности за свое поведение, которое базируется на осознании себя и своего

места в мире. Так, Роджерс считает, что «нужно помочь людям справиться с

каждодневными требованиями, помочь им понять, что они не беспомощные жертвы, они

имеют выбор и должны быть ответственны и внимательны даже тогда, когда не

способны изменить ситуацию».

В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были

раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и

самосовершенствования.