SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Эмоции: классификации и функции. Эмоции: классификации и функции. Эмоции – это особый класс психологических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающихся в форме непосредственно-чувственных переживаний, значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Э-ции -это преживания на биологическом уровне. «-» эмоции связаны с неудовлетворенной потребностью. «+» эмоции –связаны с удовлетворенной потребностью. Главная f – это внутр регуляция Де ч-ка: 1. отражательная (оценочная) f эмоций- состоит в обобщенной оценке событий 2. стимулирующая (побуждающая) f – из предыдущей f вытекает побуждение к действию 3. смыслообразующая – эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению ч-ка определенный смысл, положительные переживания воодушевляют ч-ка 4. приспособительная – проявл-ся в том, что эмоции явл-ся средством, позволяющим организму эффективно приспосабливаться к окружающим условиям 5. экспрессивность (выразительная) и коммуникативная f - позволяют человеку выразить внешне свое отношение к окружающим, яркость и разнообразие эмоциональных отношений делает человека более интересным 6. f предвосхищения (прогнозирование)- ожидание праздника 7. f самопознания – эмоции и чувства способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. В узком понимании значения слова эмоции- это непосредственное преживание к- нибудь чувства. Физиологические теории эмоций т. Джеймса-Ланге Джеймс и Ланге обратили внимание на телесные изменения, к-рые сопровождают эмоцион-е состояния человека (заметные телесн изменения и сосудо-двигат измен- я). Определен физич. Состояния характерны для различн эмоции –страха, любопытства… В эмоции принято различать 3 момента: 1. восприятие к-либо предмета или события, представление о нем 2. вызываемое этим событием чувство – (страх, радость, грусть и т д) 3. телесные изменения и выражение этого чувства(смех, слезы, покраснение и т д ) теория Кеннона-Барда альтернативная точка зрен. На соотношение органических и эмоц-х процессов, к-я показала, что на самом деле и телесные изменения , и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. Эволюционная теория эмоций Дарвина Э согласно этой т. появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни (# сигнал о том как настроено и что намерено предпринять живое существо – животное оскаливает зубы в гневе - измен-ся дыхание, пульс, животное готово к любым действиям). Когнитивные теории Информационная теория Симонова: Согласно этой теории эмоц-е состояние опред-ся качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, к-ую он дает вероятности ее удовлетворения. # эмоция страха развив-ся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает. Когнитивно-ψ теория Шехтера( двухфакторная) Он экспериментально доказал, что э переживание обусловлено познавательными и физиологическими факторами. Эмоция- это знание внеш-х и внутр-х процессов, помноженных на возбуждение организма. При этом вед. роль играет интерпретация внешн и внутр информации(оценка своего физиологического состояния).(Я плачу и я знаю, что я плачу, потому что мне грустно). Классификация Изарда Изард выдели основные базовые эмоции: - страх – отриц эмоц сост-е, появл-ся при получении информ о возможн угрозе, реальн или воображ опасности(часто недостоверный или преувелич прогноз) - гнев – отриц эмоц состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути удовлетв-я исключительно важной для субъекта потреб-ти -отвращение –отрицат эмоц состоян вызываемое объектами(предметы, люди и проч), соприкосновение с которыми (взаимодействие, общение и пр) вступает в резкое противоречие с идеологич, нравствен или эстетич принципами или установками субъекта. - презрение- отр эмоц сост, возникн в м/личн-ных в/отношениях и порождаемое рассогласование жизнен позиций, взглядов и поведения субъекта с др. -печаль- отриц эмоц сост связан с получ-м инф-и о невозможн-ти уд-ния важных потребностей, которые до этого времени представлялись вероятными - радость- положит эмоц сост-е связан с возможностью достаточно полно уд-ть акт- ю потреб-ть, вероятность которой до этого момента была неопределенна. -интерес –положит эмоц состояние, способств развитию ЗУН и мотивирующее обучение - удивление- не четко выраж эмоц реакция(+ или - )на внезапн возникш обстоят-ва - стыд – отриц эмоц сост выраж в осознании несоотв-я собственных помыслов, поступков, внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственных представлений. Эмоц сост-я зависят от характера протекающ Де, но и сами оказ-т влияние на эту Де. В типичн эмоц состояниях выраж-ся индивид-но типологические особенности Л. Основой возникнов-я эмоц сост-й явл-ся потреб-ти и мотивы чел-ка К ним относят: -настроение – это сравнит слабо выражен, сохр-ся долгое время эмоц сост-е , связан с общим физич-м или психоогич самочуствием ч-ка в дан преиод времени. Всегда имеет причины, которые не всегда осознаются, по разному выраж-ся у разных людей в поведении - аффект – относит кратковремен сильное эмоц состоян, затрагивает основные физиологич пр-сы в орг-ме и связ с важными событиями ч-ка. При чрезвычайно конфл. Ситуации состояние ч-ка выражается в сильной вспышке – аффекте. Огромная сила аффекта, его яркость, соед-ся с кратковрем-ю протекания. Сужается объем сознания. Проявление волевой регуляции во времени аффекта-невозможно. Чаще проявл-ся у истеричных людей, с неуравновеш-ми процессами торможения и возбуждения. Сущ аф которые носят + хар-р их вызыв-т радостные события. - стресс – эмоц сост-е напряжения возникающее под влиянием сильных экстрем-х возд-вий. В стресс состоянии с трудом осущ-ся целенаправл Де, может наступить и полная дезорганизация Де. Возможны ошибки восприятия, неадекватн R на неожид раздражители(дистресс). Незначит стресс может вызвать активизацию Де, особ.ясность и четкость мышления. Поведение в стресс обстановке зависит от индивид-типологич и личностн хар-к. - фрустрация- состояние близкое к сост-ю стресса ( от лат обман, тщет ожидания). Это эмоц сост. Преживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, к-ое охват-т ч- ка связ с невозм-ю достижения значимой цели. Причины, вызыв-е фрустрацию м.б. различными(#конфликт – фрустрация появл-ся только тогда, когда степень неудовл- ти выше того уровня, который ч-к может выдержать). Приводит к тем же отриц последствиям что и стресс. Ч-к в состоянии Ф исп-т особо сильное напряжение, которое может проявиться как крайняя степень досады, злобы, подавленности, раздражения. Особ-ти протекания Ф зависят от возможной разрядки возникшего напряжения, так назыв-мая «смягченная агрессия»(разрядка на др человека). Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия (настойчивость). Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с раком). Являния фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности. Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности -Чувства- высш форма эмоц состояний. Хар-ся длительностью и устойчивостью. Это сложн соедин разнообр настроений, отнош-й, аффектов связ у конкр ч-ка с различн значимыми событиями, предметами, видами Де. Особую форму прерживания представляют собой высшие чувства. В завис-ти от предметной сферы, к к-рой они относятся, чувства подразд-ся на – нравственные(побудительные силымногих героич поступков, нормы и правила и ч-к знает, что хорошо, а что плохо, добро-зло ит д); Интеллектуальные- (сопровождают познават Де – удивление, любознат-ть, сомнение в прав-ти решения)-регулятор умств-й Де; эстетические-(эмоц чувства к прекрасному вприроде, в жизни людей и в искусстве). - любовь-понятие упомин-ся в ψ в 2-х значениях: 1. -любовь – это чувство, характеризующ-ся высок степенью эмоц положит отношения, оно в центре жизнен-х потреб-тей и интересов(любовь к Родине, музыке и тд); 2- Любовь –это чувство, обусловленное секс-й потреб-ю и характериз-ся интенсивностью, напряженностью и выраж-ся в стремлении быть с мах полнотой представленным своими многозначными чертами в ж/д другого ч-ка т.о, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности. - страсть –чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе др. побуждения и преживания ч-ка, принято наз-ть страстями. Это сильное, устойчивое, всехватывающее чувство, подчиняющее себе все ост эмоции и желания и побуждающие ч-ка помимо его воли к опред-м действиям по отнош-ю к предмету страсти. Это эмоц сост-е с трудом управл-ся сознанием и мышлением ч-ка, часто подчин-т их себе делая поведение ч-ка неразумным и фактически безвольным (#казино) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация. Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств. Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность. На протяжении всего анализа феномена любви Эрих Фромм подчёркивает её активный характер. Любовь предполагает активную заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Забота и заинтересованность приводят нас к другому аспекту любви: к ответственности. Эрих Фромм указывает на очень тесную взаимосвязь между всеми компонентами любви. С одной стороны, невозможно уважать человека, не зная его; и забота, и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. С другой стороны, если бы в качестве мотива знания не выступала заинтересованность, оно было бы пустым Любовь – это другой путь познания тайны человека. 2. Любовь между родителями и детьми. «Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»». Эрих Фромм отмечает также тесную связь между развитием способности любить и объектом любви. По самой своей природе материнская любовь является безусловной. Такая безусловная любовь способна восполнить одно из самых глубочайших томлений каждого человеческого существа. И будучи детьми, и будучи взрослыми, все мы томимся по материнской любви. Отцовская любовь – любовь обусловленная. Объекты любви. Фромм пишет о том, что любовь не обязательно понимать как отношение только к одному, определённому человеку. Любовь, по Фромму, - «это установка; ориентация характера, которая задаёт отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви». Если я действительно люблю какого-нибудь человека, то я люблю и всех людей, я люблю весь мир и люблю жизнь. В зависимости от видов любимого объекта Эрих Фромм выделяет различные типы любви. 3.1. Братская любовь. Фромм понимает под братской любовью «ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь». Братская любовь характеризуется полным отсутствием предпочтения, это любовь ко всем человеческим существам. 3.2. Материнская любовь. Материнская любовь является безусловным утверждением в жизни ребёнка и его потребностей. Связь между матерью и ребёнком по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. 3.3. Эротическая любовь. Эротическая любовь составляет противоположность обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна. 3.4. Любовь к себе. «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково». 3.5. Любовь к богу. Религиозная форма любви, которая называется любовью к богу, также берёт своё начало в потребности преодолеть отчуждённость и достичь единства. Фромм отмечает существование определённых параллелей между любовью к родителям и любовью к богу. Он пишет: «В истории рода человеческого мы видим то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле». |