SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Строение и развитие личности в гуманистической психологии.


Гуманистич Ψ- ХХ века возникла в США. В 1950-е г, официально оформлена в 1964 г.

Предметом Гуманистич Ψ дожны быть:

Люди, а не животные;

Весь человек в его целостности, а не отдельные его f;

Человек в контексте его жизни, а не в лабораторном эксперименте;

Внутренний, сокровенный человек, как дополняющийвнешнего до целостного.

Психология должна изучать:

То, что составляет радость и счастье человеческой жизни;

Волевую активность;

Осознаваемую или нет ориентацию по отношению к миру - интенциональность;

Мотивацию и целеполагание;

Способность человека самого направлять свое существование (самоактуализация – Маслоу, аутентичност –Роджерс).

Гуманистич Ψ- личность – это внутренний мир человеческого «Я», как результат самоактуализации, структура личности - соотношение «реального Я» и «идеальногоЯ», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Гуманистич Ψ – направление, тесно связанное с практикой оказания психологической помощи.

В гуманистической теории Л выдел-ся 2 основных направления:

-клиническое –ориентировано на клинику – Роджерс(амер психолог);

-мотивационное - Маслоу – иерархия потребностей, самоактуализация.

Гуманистическая психология – процесс личностного роста. Главный источник á Л представители гуманист Ψ считают врожденные тенденции к самоактуализации.

А.Маслоу. Личность как целое. Структура в развитии.

Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный – значит, существенный для развития и саморазвития.

Личность можно рассматривать (метафорически) как организм, если при этом полагать: личность есть целое, в ней нет ничего лишнего. Как полноценно функционирующий организм личность тоже не имеет излишних органов. Это субъект, у которого ничего не отнято, который свои естественные (а мы договорились пересказывать словом естественные – существенные для развития) возможности использует полностью.

1) Телесный организм. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Самоактуализация - полное выражение собственных возможностей и способностей. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.

2) Социальные отношения. Потребности – ступени, не разрешив нижние не появятся верхние. Межиндивидуальная синергия – продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы составляющих ее частей). После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия. Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт.

3) Представление о себе, собственно личность – совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного – целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) – единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность). Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, плато-переживания.

В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей:

Потребность в самоактуализации – метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.

Потребность в самоуважении- потребность в компетенции, достоинстве

Потребность в принадлежности к социальному целому (потребность в другом человеке, создание семьи)

Потребность в безопасности – потреб в квартире, работе

Физиологические нужды – потреб-ть в еде, сне

Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения.

Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию.

Самоактуализация –важное, но не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью».

В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

8 путей самоактуализации:

1) Переживание без критики

2) Предпочтение выбора роста выбору страха

3) Прислушивание к голосу импульса

4) Честность, принятие на себя ответственности

5) Нонконформизм, независимость

6) Раскрытие своих возможностей

7) Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни

8) Отказ от психологических защит

Роджерс.

Тенденция к самоактуализации - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Она врожденная (как семя стремиться стать деревом).

Человек познает себя, наблюдая и оценивая свой опыт. Я это не конечное образование, а процесс. Люди не просто способны к личностному росту, а это является для них преобладающей тенденцией.

Согласно Роджерсу –в психике человека существуют 2 врожденные тенденции: -

1. самоактуализирующая тенденция, содержит в свернутом виде будущие св-ва личности человека.

2. организмический отслеживающий процесс – представляет собой механизм контроля за áЛ.

На основе этих тенденций возникает особая личностная структура «Я», которая включает

«идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств, мыслей и переживаний «здесь и сейчас» и

«реальное Я». - совокупность мыслей, чувств, мыслей и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.

Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеальногоЯ» ( о высокой самооценке) . При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождение м/у «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искажнному восприятию реальности – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях м/у «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть полностью функционирующей Л, человеком, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя.

Телесный организм. Необходимость сознавания возможного опыта как источника развития. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.

Социальный опыт – сознаваемый опыт, привлекаемый для развития, который необходимо верно представлять. Конгруэнтность – верное представление о другом, о социальном контакте. Выделяет 3 вида значений:

Субъективное – личное мнение, собственная оценка другого и результат взаимодействия с ним, неконгруэнтно

Объективное – экспертная оценка, оценка для многих, м.б. некогруэнтной

Интерперсональное, субъект-субъектное знание, на нем основаны техники открытого общения.

Конгруэнтность может быть достигнута только в группе. Знание передается от одного к другому, пока не будет достигнуто конгруэнтное, интерперсональное знание. Условие понимания себя – понимание других, эмпатия.

Представление о себе, собственно личность. Собственно личность – это организованный, связанный гештальт, находящийся в формировании по мере изменения ситуации. Характеристики полно развивающейся личности:

Открытость новому опыту

Вера в свой организм

Внутренний локус

Стремление существовать в процессе

Собственно личность – реальное Я, внутренняя конгруэнтность, понимание собственных потребностей, адекватная самооценка. Чтобы была возможность развития необходимы противоречия в гештальте. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития, возможностях достижимых.

Дистанция между реальным и идеальным Я – источник развития.

«человекоцентрированный подход — это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод... -К. Роджерс

Экзистенциальная психология - направление в гуманистической психологии, исходящее из уникальности личного опыта конкретного человека, несводимого к общим схемам - психологическое направление, основанное на принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.

Рассматривается следующий ряд проблем:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.

Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной рефлексии. представители - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Смысл жизни - основное понятие экзистенциального анализа В. Франкла. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мо-тивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. "Даже самоубийца верит в смысл-если не жизни, то смерти" Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, "невроз безработицы") были описаны еще раньше. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.

Он вводит представление о ценностях-смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. "Человек - это больше, чем психика: человек - это дух" Наконец, важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. В разных работах Франкл предлагает несовпадающие формулировки, однако общий их смысл-это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. "Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя". Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. * Сказанное позволяет сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.



# Проблема периодизации развития личности (Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон)

Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения,психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания. Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.

Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

11. Кризис 17 лет.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности Д.Б. Эльконина

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации. Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности. Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.

2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" – кризису.

4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития,

отделяющие один возраст от другого. Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир

предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

1) человек – человек

2) человек – вещь.

В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы

отношений осваиваются:

1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера. 2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии нтеллектуально-познавательной сферы.











Таблица 1



Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину



Младенчество - Эмоциональное общение с матерью (ВВД) Социальная

Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная (осв. предм. Культ.) Культурная

Старший дошкольный Ролевая игра Социальная

Младший школьный Учебная Культурная

Средний школьный Интимно-личностная Социальная

Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная

17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная

30-40 Самореализация и творчество Культурная

Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная



2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)

Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона.

Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и

автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:



1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы,связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства переживаний. Причиной кризиса - ненадежность, отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания.В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.

2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения. разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии.

В результате формируются такие черты,как неуверенность в себе, слабоволие.

3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и

чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность стадии - появления чувства неполноценности (приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности.Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение.

Задача подростка собрать все имеющиеся знания о самих себе В определении идентичности Эриксон выделяет три элемента:

1) должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. 2) людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. 3) люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Ролевое смешение

характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. молодые люди ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям. Но для того, чтобы находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные. Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества.

8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.

характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития.

Смерть уже не так страшна, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути.

Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона.

8 стадий. На каждой выдвигается социальное требование (кризисная ситуация). Кризис – поворотный момент развития, выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Кризис – не болезнь личности, не проявление невротического расстройства. Успешное разрешение кризиса: установление компромисса между противоположными состояниями сознания, баланс в пользу позитивного компонента. В Эго включается новое позитивное качество (инициативность, трудолюбие и др.). Неудачный исход конфликта: в Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие, вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где решить ее уже труднее

Название Альтернативы Особенности и результат

1 Младенчество доверие – недоверие

Преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Количество веры определяется качеством ухода за ребенком, наличием любви и нежности, заботы о ребенке со стороны матери. Одно из условий – уверенность матери в своих . Даже в самых благоприятных случаях неизбежны запреты и ограничения®фрустрации®чувство отверженности®основа для недоверия к миру.

2 Ранний возраст (1-3) автономия-сомнение в своих действиях, стыд

когда ребенок начинает ходить, он начинает отвоевывать свою самостоятельность. Два противоположных модуса: удержания и расслабления. Они преобразуются в модальности сохранение и уничтожение. Ребенок начинает осуществлять «сфинктерный контроль», у него формируется опрятность, возрастает автономия. Чувство стыда появляется в связи с формированием самосознания, т.к. стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на всеобщее обозрение, и он понимает свое положение. Сомнение связано с осознанием того, что собственное тело имеет переднюю и заднюю сторону – спину.

3 Возраст игры (3-5) инициативность – чувство вины

Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре осваивает систему отношений между людьми в процессе производства у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную деятельность со взрослыми, выйти из роли маленького. Но взрослые могут наказывать. Из этого противоречия формируются качество инициативы. Агрессивное поведение ребенка ограничивает инициативу и вызывает появление чувства вины. На этом этапе формируется совесть и моральная ответственность за свои мысли и дела.

4 Школьный возраст (5-12) достижение – неполноценность

время «психосексуального моратория». Ребенок учится любить учиться и учится тем типам техники, которые соответствуют данному обществу. Опасность состоит в чувстве неадекватности и неполноценности.

5 Подростковый возраст (12 –18) идентичность – диффузия идентичности

Самый глубокий кризис. Формирование первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития, ведущие к кризису:

1. Бурный физический рост и половое созревание 2. Озабоченность тем, как я выгляжу в глазах других 3. найти свое призвание.

Подросток должен сознательно решить все нерешенные задачи предыдущих стадий, тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. Острота кризиса зависит от степени разрешенности ранних кризисов. Синдром патологии идентичности: регрессия к инфантильному уровню и желание отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое чувство тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»); Поиск негативной идентичности, стремление стать ничем, как способ самоутверждения. Влюбленность, как попытка прийти к определению собственной идентичности, путем проекции собственного нечеткого образа на кого-то другого, чтобы увидеть его в отраженном и проясненном виде. Именно поэтому юношеская влюбленность не носит сексуального характера, а сводится к разговорам. Нетерпимость к «чужим», как защита для чувства собственной идентичности от обезличивания, смешения.

6 Молодость интимность-изоляция Задача – поиск спутника жизни, установление близких дружеских связей для преодоления одиночества. Человек не боится утраты своего Я и обезличивания. Опасность: одиночество, избегание контактов, которые требуют полной близости проблемы характера и психопатология. Если продолжается психический мораторий вместо близости возникает стремление сохранить дистанцию изоляция, одиночество. Для преодоления – любовь (не только как сексуальное влечение).

7 Зрелость творчество – застой

Развитие продолжается благодаря влиянию со стороны детей (ощущение нужности другим). Главные положительные характеристики личности – продолжение рода – реализуется в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, творчестве. Неблагоприятная ситуация: чрезмерная сосредоточенность на себе, застой, личностное опустошение, рассмотрение себя как собственное единственное дитя. Благоприятная ситуация: стремление к заботе о другом, желание творить®личностное обогащение.

8 Старость интеграция – разочарование в жизни, отчаяние

Становление окончательного целостного образа Я: возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности, переживание духовного смысла прожитой жизни, новая любовь к своим родителям и деятельности. Возникает мудрость (отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти). Негативное развитие: отсутствие личностной интеграции®страх смерти, отчаяние, т.к. нет времени, чтоб начать жизнь сначала.