SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Понятие соцреализм в литературе. Генезис, концепция, роль метода в истории русской литературы 1920-1930-х гг.

Социалистический реализм- термин, закрепившийся в советском искусствоведении на определение художественного метода литературы и искусства, «представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества» (определение БСЭ ). Социалистический реализм был единственным официально разрешенным в СССР «творческим методом» литературы и искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.В 1920-х гг. формируются социалистические литературные течения, и метод Социалистический реализм уже выступает как закономерное явление мировой литературы.Рост антифашистского движения в 1930-х гг. способствовал расширению международного фронта революционной литературы и искусства. Объединяющую роль в этом процессе играла советская литература, которая к тому времени сплотилась идейно и создала выдающиеся художественные произведения.Социалистический реализм стал широким интернациональным направлением литературы и искусства.После 2-й мировой войны 1939—1945, в особенности после образования мировой социалистической системы, позиции Социалистический реализм как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились. Значительную роль в расширении и обогащении художественного опыта Социалистический реализм сыграли наряду с творчеством Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова также театр К. С. Станиславского, музыка .Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе, а вскоре распространенное на все направления художественной жизни, было обосновано и сформулировано И.В. Сталиным и озвучено А.М. Горьким на I съезде Союза писателей СССР в 1934 году, как метода, требующего от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии и направляющего мастеров искусства на путь создания произведений, воспитывающих зрителя в духе идей социализма. В области художественной формы художники этого направления основывались на традициях русского реализма и академизма ХIX века.Литература и искусство социалистического реализма создали новый образ положительного героя — борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери. Для социалистического реализма характерны произведения, изображающие революционную героику и её носителей, ведущих за собой народные массы. Первым классическим образом пролетарского вожака явился герой романа М. Горького «Мать» Павел Власов; позже — Левинсон («Разгром» Фадеева), Корчагин («Как закалялась сталь» Н. А. Островского), Давыдов («Поднятая целина» Шолохова). Положительные герои социалистического реализма — разные по характеру и масштабу деятельности, по темпераменту, душевному складу. Многообразие различных типов героев — неотъемлемая черта социалистического реализма. Социалистический реализм интернационален, представляют собой исторически единое движение искусства в эпоху социалистического переустройства мира. Социалистический реализм необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика социалистического реализма охватывает ныне весь многонациональный опыт искусства стран социализма, революционного искусства буржуазного Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. Социалистический реализм постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художественного метода современной эпохи. Основные темы, разрабатываемые «социалистическим реализмом»:1. героическое прошлое — революция — обоснование героического настоящего;2. строительство нового общества — стройки, индустриализация, новое сельское хозяйство, развитие авиации;3. новый быт новых людей;4. противостояние враждебному окружению — тема армии;5. формирование нового человека — портреты вождей, выдающихся людей, рядовых людей, как типичных представителей нового времени;6.руководящая и направляющая роль коммунистической партии — портреты вождей, изображения съездов партии (эта линия особенно важна, так как фактически заменяла религиозную тематику).Искусство «социалистического реализма» не является чисто русским явлением. Часть европейских стран в 1930–50 гг. в той или иной степени прошла в своем развитии через период тоталитаризма. В искусстве этих стран наблюдаются в этот период сходные черты.В 1930–40 гг. искусство «социалистического реализма» было на подъеме. В 1950-е гг. оно постепенно дряхлеет и теряет жизненную силу, вырождаясь в банальный бытовизм и «лакировку действительности». К концу 1950-х произведения «социалистического реализма», хотя еще и преобладают количественно, теряют свою актуальность и постепенно оттесняются с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями. Отдельные работы, созданные в русле «социалистического реализма», продолжают появляться до середины 1980-х гг. Однако, лишенный поддержки социалистической идеологии, которая теряет к этому времени господствующие позиции в обществе, «социалистический реализм» распадается на натурализм и академизм — направления, послужившие в свое время основой для его формирования.«Социалистический реализм», в свое время активно насаждавшийся, стал впоследствии объектом яростных нападок и насмешек.