SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Индийская лингвистическая традиция.Грамматика Панини.

Совр. лингвистика представл. собой продукт длительного и довольно противоречивого истор. развития лингв-кого знания. Совр. языкознание явл. продуктом познавательной деят-ти, которая осущ-лялась усилиями представителей многих этнических культур, в самых разных регионах и странах мира.
Складывавшаяся в Индии под влиянием потреб-тей религиозного культа проблемная ситуация отли-чалась от тех, кот. имели место на Ближ. Востоке и в Китае: здесь приоритет отдавался звучащей речи, а не письму; письмо появилось относительно поздно. Соотв-но этому осн. внимание уделялось изучению законов мелодики, ритмики, метрики, фонетики (и этому потом у представителей индийской культуры учились китайцы, приобщаясь к буддизму), а также элементарному этимологизированию слов.
Древ. индийцы добились существ. успехов в изучении звуков речи и их классификации на основе артикуляторных признаков. Ими уже осознавалась не тождественность понятий звука речи и фонемы, у них имелись намётки понятия слогофонемы. Заметны достижения др. индийцев в области лексикографии. Им принадлежат составленные на санскрите обширные ритуально-мифологические трактаты - брахманы (8-7 вв. до н.э.), в кот. излагаются общие программы обрядовых действий жрецов и толкования исполняющихся при этом ведийских стихов.
Особенно высокого уровня достигает разработка проблем грамматики. Вершиной грам-кой мысли и образцом для множества подражаний явился труд ‘Восьмикнижие' Панини (5?4 в. до н.э.), ставящий задачей строгую регламентацию и канонизацию санскрита, кот. сложился рядом с ведийским языком на другой диалектной основе и постепенно вытеснял его в религиозном обиходе.
Синтаксис строится, прежде всего, как изложение совокупности сведений о функциях существительного в пред-ложении и т.п., разбросанных в разных местах труда. Послед. грамматические труды в древней и средневековой Индии предста. собой глав. образом комментарии или переработки канонизированной грамматики Панини. Особо широкое рас-пространение в Индии получили лингвофилософские идеи ведущего представителя "грамматической школы" философии Бхавртрихари (5-6 вв. н.э.), изложенные в знаменитом сочи-нении "Вакьяпадия" (‘О слове и предложении'). Этот мысли-тель отождествлял Брахмана как высшую реальность, не имеющую начала и конца, со Словом (Словом-сущностью), из которого развёртывается вся Вселенная с её бесконечным разнообразием предметов и явлений.