SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Становление и развитие телевидения Германии

Вопрос 36. Телевидение ФРГ
Когда после 1945 года в западногерманских оккупационных зонах началась дискуссия о том, каким должно быть в будущем телерадиовещание, то все ее участники сошлись на том, что необходимо избежать злоупотреблений. Поэтому они предлагали следующее:

• пытаясь предотвратить повторную одностороннюю политизацию радио со стороны той или иной господствующей партии, они не дали себе права включать телерадиостанции в область государственной исполнительной власти или делать его зависимым от нее;

• они также не хотели подгонять программы под желания действующей через рекламу экономики, как это имеет место в коммерческом телевидении США, нацеленном на предполагаемые "массовые вкусы". Поэтому этот вид СМИ должен по возможности полностью не зависеть от доходов от рекламы, или же эта зависимость должна быть минимальной.

Ответственные лица из числа союзников, а также немцев надеялись избежать и той, и другой опасности, избрав организационной формой самостоятельные телерадиокомпании публично-правового характера. Общественно-правовой статус радиотелевизионных организаций был закреплен в Основном законе страны.

Эти учреждения были созданы в результате принятия земельных или федеральных законов или заключения государственных договоров. Они были освобождены от ведомственного специального контроля, но не от государственного правового надзора. Телерадиокомпании публично-правового характера были облечены правами на самоуправление и финансировались за счет абонементной платы (размер которой устанавливается земельными парламентами и закреплен в государственном договоре), а также частично за счет доходов от показа рекламы.

Общественно-правовой статус телерадиокомпаний означает, что телевидение не может принадлежать непосредственно государству или какой-либо партии. Оно также не может быть коммерческим предприятием, ибо должно "контролироваться общественностью", осуществлять свою деятельность "в полной независимости, объективно, и должно ограждаться от всякого влияния".

Было создано "Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ" (ARD), в которое вошли все не частные телерадиостанции за исключением "Второй программы немецкого телевидения" (ZDF). Отдельные земельные телерадиокомпании транслируют свои собственные программы, соответственно:

• до восьми программ (включая земельные программы) радио;

• одну программу по региональному телевидению, частично вместе с другими станциями;

• одну программу по третьему каналу, также частично совместно с другими станциями.

Нельзя обойти тот факт, что общественно-правовой статус западногерманского телевидения — несомненное достижение демократических сил страны. Если в печати ФРГ безраздельно господствуют концерны прессы, среди которых один только Аксель Шпрингер контролирует около 90% тиража надрегиональных газет, то в области телевидения монополистическим кругам приходится в той или иной мере считаться с дарованным ТВ статусом.

Каждая из стран-союзниц — США, Франция, Великобритания — начала заново создавать вещательные центры на оккупированных территориях, беря за основу модели организации радио- и телевещания в собственной стране. Этим можно объяснить тот факт, что региональные телерадиоцентры ФРГ не везде соответствуют земельной структуре государства.

В британской оккупационной зоне была создана централизованная Северо-Западная немецкая радиотелевизионная организация для земель Гамбург, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. Именно гамбургский телецентр первым в ФРГ начал регулярные телепередачи в канун рождественских праздников 1952 г. Подобный же вещательный центр — Юго-Западный — был основан на территории французской оккупационной зоны (земли Баден, Рейнланд-Пфальц, Вюртемберг-Гогенцоллерн). Американское командование, напротив, учредило самостоятельные радиотелевизионные организации для каждой земли: Южнонемецкую (для земли Баден-Вюртемберг), Баварскую (Бавария), Гессенскую (Гессен). Даже Бремен получил автономный вещательный центр, поскольку его территория в то время была анклавом США внутри британской оккупационной зоны. Все эти вещательные организации находились под полной опекой оккупационных властей. Они не имели еще ни узаконенного статуса, ни определенных зон вещания, ни достаточных финансовых средств для развития технической базы.

Формально передача верховной власти над СМИ земельными правительствами фиксировалась статьей 30 Основного закона страны, принятого 23 мая 1949 года. Но определенные шаги в этом направлении были сделаны несколько раньше. Новый радиотелевизионный земельный закон первым приняло правительство Баварии: 10 августа 1948 года была официально учреждена "организация общественного права" — "Баварское радио и телевидение". Позднее вступили в силу:

• закон, утвердивший в Штуттгарте (земля Баден-Вюртемберг) "Южнонемецкую радиотелевизионную организацию" (ноябрь 1950),

• государственный договор о создании Юго-Западного вещательного центра, заключенный правительствами земель Баден, Рейнланд-Пфальц и Вюртемберг-Гогенцоллерн в августе 1951 года,

• закон о Западно-немецкой радиотелевизионной организации в Кельне (май 1954),

• государственный договор о Северонемецкой радиотелевизионной организации, который подписали в феврале 1955 года главы правительств земель Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и города Гамбурга,

• закон об организации радиотелевизионных передач в земле Саар от 2 декабря 1964 года.

В начале 50-х годов правительство Аденауэра предложило бундестагу "Проект закона о соблюдении общих задач в области радиовещания и телевидения". Утверждение этого проекта фактически означало бы полное подчинение телевидения государственному аппарату, поэтому проект принят не был. Потерпев неудачу с переводом ТВ на государственные рельсы, Аденауэр стал всячески поддерживать план создания телесети на частнохозяйственной основе, который пытались осуществить союзы западногерманских предпринимателей. В письме премьер-министру земли Рейнальд-Пфальц канцлер утверждал, что "подлинное соревнование программ и дополнительная возможность информации будут лучше всего обеспечены в том случае, если частные общества откроют вторую телевизионную программу".

Земельные радиотелевизионные организации, основавшие в 1950 году "Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ", выпускали в то время — начиная с ноября 1954 года — единую, впоследствии названную первой общенациональную программу. Федеральное министерство почты поспешило зарезервировать канал для готовящейся второй программы. Которая должна была, по словам представителя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, "за пределами границ представлять немецкий народ как единое целое". Правительство обязалось оплатить все расходы, связанные с подготовкой программы к выпуску, а дальнейшее ее финансирование должно было осуществляться через доходы от рекламы. Вопрос упирался лишь в принятие соответствующего закона об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Германское телевидение", которому и были бы переданы все полномочия по созданию второй телепрограммы. Канцлеру пришлось приложить максимум усилий, чтобы "протащить" в парламенте проект нового "Закона о радиовещании и телевидении". В ноябре 1960 года, после продолжавшихся целый год бурных баталий в бундестаге, доработанный и частично измененный проект был окончательно утвержден в качестве "Закона о создании радиотелевизионных организаций на федеральном уровне". Новый закон вступил в силу 16 декабря 1960 года.

Однако этот закон натолкнулся на решительное сопротивление демократической общественности страны, а также некоторых земельных парламентов. Сначала гамбургские власти, а затем и правительства Гессена, Бремена и Нижней Саксонии подали жалобы в Федеральный конституционный суд, считая, что учреждение общества "Германское телевидение" противоречит конституции страны, предоставляющей все права в области организации и выпуска программ радио и телевидения земельным парламентам. Федеральный конституционный суд уже 17 декабря 1960 года постановил запретить трансляцию второй программы вплоть до вынесения им окончательного решения. Судебное разбирательство было назначено на 28 февраля 1961 года. Эта дата вошла в историю развития западногерманского телевидения как день знаменитого "решения по делу о телевидении". В нем были недвусмысленно подтверждены общественно-правовой статус западногерманского телевидения и компетенция земель в решении вопросов земельной политики. Общество "Германское ТВ" подлежало ликвидации, так как его учреждение было признано актом, противоречащим конституции. В этом же постановлении Федерального конституционного суда было отмечено, что ответственность за создание второй общенациональной телевизионной программы возлагается на правительства земель. В июне 1961 года премьер-министры земель подписали договор об учреждении общественно-правовой организации "Второе немецкое телевидение", которой и были переданы все материалы, связанные с подготовкой программ, и техническое оборудование, находившиеся в распоряжении "Германского телевидения".

В ФРГ функционирует восемь радиотелевизионных организаций, готовящих и передающих в эфир как радио, так и телепрограммы: Северонемецкая (NRD, Гамбург), Западнонемецкая (WDR, Кельн), Баварская (BR, Мюнхен), Юго-Западная (SWF, Баден-Баден), Гессенская (HR, Франкфурт-на-Майне), Южнонемецкая (SDR, Штуттгарт), Саарская (SR, Саарбрюкен) и Бременская (RB, Бремен). Все они объединены в Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ (ARD), которое, в частности, координирует работу отдельных центров по созданию первой западногерманской телевизионной программы (входящие в ARD телеорганизации выпускают также региональную третью программу, основное содержание которой составляют учебно-образовательные циклы, а также передачи разных жанров, рассчитанные на различные группы зрителей). Вторю программу обслуживает так называемое Второе немецкое телевидение (ZDF), которое, в отличие от названных выше станций, является надрегиональной организацией, созданной, как уже отмечалось, на основе договора между всеми земельными правительствами.

В 1964 году телеорганизации, входящие в ARD, заключили соглашение, которое определило долю участия каждой региональной станции в создании общей (первой) программы телевидения. Согласно этому документу, наибольшую лепту в общий объем передач первой программы вносит Западнонемецкая телекомпания — 25%. Доля участия Северонемецкой телекомпании составляет 20%, Баварской — 17%, Гессенская, Юго-Западная и Южнонемецкая должны заполнять каждая по 8% вещательного времени, а Саарская и Бременская — по 3%. В первой программе отведено время и основной западно-берлинской вещательной станции "Свободный Берлин", которая включена в ARD на правах самостоятельной радиотелевизионной организации.

"Обязательные доли" участия отдельных телеорганизаций ARD в строительстве общей программы не всегда пропорциональны числу абонентов, приписанных к каждой региональной телесети и вносящих за пользование ТВ ежемесячную плату, которая служит основным источником финансов для телестанции. Для того, чтобы как-то уравнять шансы телестанций в отработке их "обязательной доли", премьер-министры земель заключили соглашение и сбалансировании финансов между телерадиоорганизациями ARD. Это соглашение, вступившее в силу с января 1970 года, как бы разделило все вещательные центры на две группы — "дающих" и "берущих". Первые должны отчислять часть средств от абонементной платы в общий котел, создавая тем самым фонд для сбалансирования финансов, из которого и получают средства "берущие". Доходы от рекламные влияют существенно на бюджет станций, входящих в ARD. Каждая телеорганизация имеет право передавать рекламу лишь по 20 минут шесть раз в неделю (кроме воскресенья) и только в рамках региональных программ. Решение об этом было принято в июле 1962 года.

Что касается ZDF, то оно значительную часть расходов по созданию программ, до 40%, покрываются за счет рекламы. Хотя продолжительность рекламных передач на втором канале также не превышает 20 минут в день, но одна минута рекламы на ZDF стоит более чем в 10 раз больше, чем одна минута рекламы на ARD. Кроме того, телекомпании-члены ARD отчисляют до 30% доходов от абонементной платы.

Все технические средства, кроме студийного оборудования, принадлежит федеральной почте.

Деятельность каждой телевизионной организации (включая и ZDF) контролируют и направляют два главных общественно-правовых органа: радиотески принадлежит контрольным органам. Все законы и межземельные договоры предусматривают, что в двух главных контрольных органах телекомпаний должны быть "соразмерно представлены все общественно важные силы". Большинство мест в контрольных органах радиотелевизионных организаций и ZDF фактически принадлежит представителям земельных правительств, ведущих политических партий, промышленных объединений и церкви. Кроме того, земельным правительствам предоставляется право делегировать на заседания рундфункратов по одному представителю. В радиотелевизионных законах утверждается, что все члены рундфункратов, выполняя свои задачи, должны оставаться политически неангажированными. В структуре радиотелевизионных советов некоторых вещательных центров представлены университеты земель, евангелическая и католическая церкви, еврейские культовые общины, объединения преподавателей гимназий, союзы предпринимателей, молодежные и спортивные организации и другие общественные организации и институты.

У правительства есть особые права прямого контроля, оговоренные в радиотелевизионных законах и договорах. Так называемые земельные счетные палаты имеют право контролировать финансовые дела телеорганизаций (за исключением Южнонемецкой, где годовой бюджет проверяют общественные контролеры, выбираемые рундфункратом). Правительствам земель предоставлена также возможность контроля над "правильным осуществлением предписаний", законов и договоров вплоть до предъявления иска в земельный административный суд.

Телекомпании должны "давать зрителям всеобъемлющую информацию о немецкой действительности и объективный взгляд на мировые события" (Директивы ZDF); "содействовать международному взаимопониманию, призывать к миру и социальной справедливости, защищать демократические свободы" (Договор об учреждении Северонемецкой радиотелевизионной организации), "обеспечивать представителям различных направлений одинаковое время в эфире" (Закон о Баварской радиотелевизионной организации). И, наоборот, телестанции не имеют права "служить какой-либо одной политической партии или группе, одному вероисповеданию или мировоззрению" (Закон о Западнонемецкой радиотелевизионной организации).

Телевидение Третьего Рейха
8 августа 1935 года — Герман Геринг назначен ответственным за новую индустрию Германии — телевидение.
Телевидение является мощным орудием рекламы и пропаганды идей, просвещения и информационного воздействия. эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.

15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.
В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.
Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.
Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.
Телеоператоры на Олимпиаде-36. Олимпийские игры были первым событием в Германии, массово освещавшимся телевидением. Поскольку телевизоры были огромной редкостью, по всей стране были сооружены специальные открытые для публики «телекабачки», Fernsehstuben, в которых можно было наблюдать за ходом игр.
Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».
В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.
Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»
Автогонщик Рудольф Караччьола (Rudolf Caracciola) со своим гоночным «Мерседесом» в телестудии. Кстати, из-за неспособности тогдашней техники осуществлять видозапись, все телепередачи в 1940-х гг. шли в прямом эфире.
Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности – с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого. В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.
24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».
Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС
20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.
Spiegel TV в 1999 г. выпустила программу про телевидение в нацистской Германии - "Телевидение под знаком свастики". репертуар нацистского ТВ на удивление привычен. Основное содержание телепередач составляла даже не пропаганда и речи вождей, но развлекательный канкан полуголых девиц, выступления каких-то комиков, народное песенное творчество и гимнастика. Правда, в “прямом эфире” фюрер с народом не общался — все-таки аудитория была ограниченной: несколько тысяч владельцев “народных телеприемников”, ну и в почтовых отделениях были оборудованы “телевизионные комнаты” — всего штук двадцать. Однако же в 1939 году нацисты планировали наладить массовое производство “народных телеприемников”, только война помешала.
Что интересно, если верить словам 93-летнего бывшего телерепортера, прямого давления на журналистов не оказывали — существовала самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забыл упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с "основным ритмом" — мол, их отправили в "музыкальные лагери", где они поют, чтобы получить ужин.

Нацисты уделяли внимание семейным ценностям — в фильм вошел эпизод с довоенным репортажем из "школы невест", которых учили навыкам "правильной арийской матери и домохозяйки". Такое вот сочетание полуэротической развлекухи с пропагандой семейных добродетелей — вполне в современном духе. Общий настрой нацистского эфира не изменился даже во время войны — по словам упомянутого экс-репортера, работники телевидения видели свою задачу в том, чтобы отвлечь солдат вермахта от тяжелой реальности. По рекомендации докторов в госпиталях устанавливались передвижные телеприемники.