SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философско-эстетический феномен западноевропейского барокко: художественный


строй, жанры, репрезентативные авторы. Европейская культура XVII—XVIII веков,

центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в

итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.Барокко противостояло

классицизму и рационализму.Законченные формы искусство барокко обрело в XVII в.

Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобразные эстетические формы

искусства. Поэтов, художников, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара

и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам

Возрождения, пришла религиозная исступленность (Кальдерон.«Поклонение кресту»).

Бог стал мрачной, жестокой и беспощадной силой. Тема ничтожества человека перед

этой грозной силой зазвучала в искусстве барокко. Для барочных писателей мир был

полон причудливых сочетаний, беспорядочен, разорван, противоречив. Барокко

широко охватило различные литературные круги Западной Европы XVII столетия.

Здесь нельзя провести каких-либо точных границ. Ярчайшим выразителем барокко был

Кальдерон. Следы барокко можно найти у Корнеля, Расина («Аталия»), Мильтона, у

немецких поэтов Можно увидеть у наиболее последовательных мастеров барокко

трагическую надломленность чувств, выражающуюся в кричащих диссонансах, в

своеобразной разорванности формы; своеобразный интеллектуальный аристократизм,

призванный возвеличить и утвердить аристократизм социальный; можно увидеть игру

в изысканно-утонченные чувства, облеченные в изощренно-напыщенную речь, в

«изящный», чуждый просторечию лексикон; можно увидеть любование галантными

героями и далекими экзотическими странами. Барокко свойственны контрастность,

напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и

пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и

дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно —

тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в

инструментальной музыке).Мировоззренческие основы стиля сложились как результат

потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось

утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном

единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем

существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним

между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен

понять ни их начала, ни их конца».