SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Литературная теория и практика западноевропейского классицизма. Темы


истории, государства, нравственного выбора героя. Нормативный характер эстетики.

Класс. лит-ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху

меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII—

XVIII вв.В эпоху борьбы абсолютизма с феодализмом берется идея римской

гражданственности (Корнель), но римский герой истолковывается как идеал

верноподданного («Цинна» Корнеля).. Эстетический К. Гёте и Шиллера устанавливает

вслед за искусствоведом Винкельманом культ античной красоты и преклоняется перед

Элладой и перед греческим искусством в поисках «эстетического царства свободы».

Перенесение действия в античный мир или в иные отдаленные эпохи помогало К.

создавать некую «идеальную даль», служившую средством для изложения обобщенных и

отвлеченных идей. Единичные факты, так же как и отдельное индивидуальное «я»

поэта, поглощаются в обобщении, что составляет одну из характерных черт К.

Корнель излагал идею подчинения человека государству, а Поп раскрывал в своих

поэмах принципы философского оптимизма, против к-рыхвосстает сам Вольтер. Герой-

гражданско-публичная личность, занимающая центральное место на сцене истории,это

человек ,следующиобязателствам и долгу перед социализмом,гражданский публичный

человек, воин. Герои К. рассуждают с логической правильностью, подчиняют страсти

повелению разума и нередко приближаются в изложении общих суждений к типу

ораторской речи, как напр. в трагедиях Корнеля, Вольтера, Альфиери. Эти черты К.

теснейшим образом связаны с философским рационализмом эпохи, в частности с

рационализмом Декарта, определяющим теорию и практику французского К. В

драматической лит-ре эти правила вели к формулировке законов об единстве

времени, места и действия, в области повествования к требованию строгой

эпической композиции, не допускавшей «лирического беспорядка», в поэзии к четко

установленным законам стихосложения, Эстетика К. устанавливает строгую иерархию

жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода,; их сфера

государственная жизнь или религиозная история, их герои монархи, полководцы,

мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира,

басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый

жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого

смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и

обыденного.