SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Просветительство как феномен западноевропейской культуры 18 в.Просвещение –


это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-

демократическими изменениями.Просветительство выражало интересы новой социальной

силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазная

идеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.

Просветители подвергли критике все основы феодального общества и традиционного

сознания: государство, формы власти, социальную систему (сословия), нравы,

системы образования и воспитания, церковь, религию. Они выступили против

абсолютной монархии, привилегий дворянства, против официальной церкви,

религиозных догматов, схоластики, против подавления личности, против стихии

невежества и суеверия в народе.

Просветители считали необходимым изменить, усовершенствовать существующие

условия, но выбрали при этом особый путь. Они призывали устранить общественные

недостатки путём изменения общественного сознания, нравов, политики, быта.

Добиться этого они пытались путём распространения идей справедливости, добра,

научных знаний. Поэтому лозунг Великой французской революции «Свобода.

Равенство. Братство» можно с полным правом назвать лозунгом всего века и всего

Просвещения. В эпоху позднего Просвещения на основе этих рассуждений появилась

уже и идея революции.

Таким образом, основными сферами интереса просветителей были и социология,

философия. Литературе отводилось особое место – с её помощью велась пропаганда

новых идей. Эти же функции выполняли театр и публицистика (которая оформилась

именно в это время).Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это

движение распространилось на всю Европу. Под просвещением понимается идейное

течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и

науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе

человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители

считали причинами человеческих едствий;выступали против феодально

абсолютистскогорежима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные

представители Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А.

Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; воФранции (где достигло высшего расцвета)

— Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах;

в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; вСША — Т.

Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи

Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе

с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за

идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как

неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком

смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.