SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф».Мольер создал образ


Тартюфа. Он сконцентрировал в своем сценическом герое все отличительные черты

лицемера, показал их крупным планом, бросил на них луч прожектора и заставил

зрителей запомнить их навсегда и потом уже безошибочно узнавать их в речах и

поступках общественных деятелей в жизни, в поведении окружающих людей, иногда и

в своих знакомых, может быть, даже в друзьях.Драматург основательно обдумал все

детали сценического воплощения лицемера. На сцене Тартюф появляется не сразу, а

лишь в третьем акте. В течение двух актов зритель готовится к лицезрению

негодяя. Зритель напряженно ждет этого момента, ибо только о Тартюфе идет речь

на сцене, о нем спорят: одни клянут его, другие, наоборот, хвалят. «Я целых два

акта употребил на то, чтобы подготовить появление моего негодяя. Он ни одной

минуты не держит слушателя в сомнении; его сразу же узнают по тем приметам,

которые я ему дал; и от начала до конца он не произносит ни одного слова, не

совершает ни одного поступка, которые не живописали бы зрителям дурного

человека», - сообщал Мольер о своем методе работы. Таков классицистический

театр. Луч прожектора направлен в одну точку, на одну заранее взятую черту

характера, все остальное, за пределами этого яркого луча, остается в тени. Весь

человеческий характер не вырисовывается в целом, ибо это не входит в задачи

автора, зато наибольшей выпуклости достигает главенствующая черта.Характеры в

классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф

у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося

религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого

начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с

каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе,

связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на

второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также

однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных

представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки образДорины;

резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок

происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Однако в каждой пьесе Мольера есть роль,

которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный,

драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.