SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Предромантич. и сентимент. мотивы в «Фаусте» Гете.Вряд ли возможно поместить


«Фауста» в рамки какого-либо одного литературного направления или течения.

Трагедия неизмеримо шире, объемнее, монументальнее любого из них. Возможно,

говорить лишь об отдельных моментах произведения, по каким-то признакам

подходящих тому или иному этапу развития литературного процесса. В этом

произведении представлены все основные художественные системы — предромантизм

(представители течения «Бури и натиска»), просветительский классицизм,

сентиментализм, романтизм и т.д. Жадно впитывая в себя идеи и настроения

переломной эпохи, великий художник и мыслитель воплощал их в истории исканий

Фауста, оставаясь при этом верным просветительскому гуманизму. Предромантизм

начинается с интереса к национальному прошлому, собиранию легенд и преданий,

которые для просветителей были лишь варварским заблуждением. Теперь же увлечение

фольклором становится всеобщим, ибо в народном искусстве видят высшее выражение

духа и культуры.Для предромантизма характерны элементы мистификации и готики. В

трагедии Гете перед нами постает тесная готическая комната со сводчатым

потолком, в которой за долгие годы упорного труда Фауст постиг всю земную

премудрость. Разочарованный в мертвых догмах и схоластических формулах

средневековой премудрости, он обращается к магии. В сюжете трагедии сочетаются

фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле "Фауст" —

произведение, характерное по своему художественному методу для литературы

Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности

перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте

высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой

историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.Для

сентиментализма характерно обращение к внутреннему миру человека, что позволяет

показать его неисчерпаемость и противоречивость. Сентименталисты отказались от

абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной

трактовки персонажа, свойственных классицизму. Тема раздвоенности Фауста

проходит через всю драму. Но это "раздвоенность" совсем особого рода, не имеющая

ничего общего со слабостью воли или отсутствием целеустремленности. Фауст хочет

постигнуть "вселенной внутреннюю связь" и вместе с тем предаться неутомимой

практической деятельности, жить в полный разворот своих нравственных и

физических сил. У Гёте дана не историческая схема, а чувственное переживание

каждой из эпох — в мифах, пластических образах, меняющемся характере поэтической

формы.