SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

4житие протопопа аввакума.

Брань, восклицания, мольбы пересыпают его речь. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум. Он «тужит», «печалится», «плачет», «боится», «жалеет», «дивится» и т. д. В его речи постоянны замечания о переживаемых им настроениях: «мне горько», «грустно гораздо», «мне жаль».Речь Аввакума глубоко эмоциональна. Он часто употребляет и бранные выражения, и ласкательные, и уменьшительные формы: «дворишко», «кафтанишко», «детки», «батюшко», «миленький», «мучка», «хлебец», «коровки да овечки», «сосудец водицы» и даже «правильца», то есть церковные правила. Он любит называть своих собеседников ласкательными именами и остро чувствует, когда так называют и его самого. Когда «гонители» назвали его «батюшко», Аввакум отметил это с иронией: «Чюдно! давеча был блядин сын, а топерва батюшко!»
Свою речь Аввакум называет «вяканием», свое писание — «ковырянием», подчеркивая этим безыскусственность своих сочинений. Он пишет, как бы беседуя, обращаясь всегда не к отвлеченному, а к конкретному читателю так, как будто бы этот читатель стоит здесь же, перед ним:Форму свободной и непринужденной беседы сохраняет Аввакум повсюду. Его речь изобилует междометиями, обращениями: «ох, горе!», «ох, времени тому», «увы грешной душе», «чюдно, чюдно».АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621, с. Григорово Нижегородского у., — 14.IV.1682, Пустозерск Архангельского края) — протопоп, основатель рус. старообрядчества,
возглавлявший церк. раскол, писатель. В 1647 входил в Москве в кружок т. н. ревнителей благочестия, близкий ко двору царя Алексея Михайловича. Выступление против церк. нововведений патриарха Никона навлекло на А. гонения: в 1653 он был сослан в Тобольск, а затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663 царь вызвал А. в Москву с целью примирить его с офиц. церковью. Однако А. не отказался от своих взглядов и продолжал выступления против церк. реформ и приобрел многочисл. сторонников, среди к-рых были представители боярства (боярыня Ф. М. Морозова и др.). В 1666 на церк. соборе лишен сана, предан анафеме, в 1667 сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной сруб. Однако еще в течение 15 лет А. продолжал в заточении борьбу, письменно сносился с последователями. В 1682 А. и ближайшие его единомышленники были по указу царя Федора Алексеевича сожжены в срубе. В целом взгляды А., проникнутые религ. фанатизмом, носили реакц. характер. Однако, отстаивая «старую веру», А. резко обличал пороки представителей офиц. церкви. Возглавляемый А. раскол принял форму нар. движения против феод. гнета. А. написал св. 50 сочинений (беседы, поучения, богословские соч., толкования библейских книг и др.). «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим между 1672—75 (известны три его редакции), является ценным лит. памятником, первым в рус. лит-ре опытом пространной автобиографии. В нем ярко проявились антифеод. тенденции старообрядчества. А. выступил как новатор в области стиля. В своем сочинении он отходит от традиц. формы жития с его канонич. правилами и описывает свою жизнь живым, близким к нар. речи языком. «Житие» насыщено картинами реального быта, мотивами злободневной современности, проникнуто полемич. пафосом. Язык соч. А. отличается необычной для лит-ры 17 в. живой образностью, обилием поговорок и пословиц, оборотами речи, порой грубоватыми, но живописными и меткими. В «Житии» ярко проявилась незаурядная индивидуальность А.