SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

«Деревенская проза». Условность термина. Генезис «деревенской прозы». Историко-социальный, нравственный, психологический, философский аспекты, типология жанров и героев, язык произведений (общая характеристика).

Под «деревенской прозой» понимается особая творческая общность, тем, объединяются постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Для них характерно изображение неприметного героя-труженика, наделенного жизненной мудростью и большим нравственным содержанием. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию местных речений, диалектов, областных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа В 60-е годы «деревенская проза» выходит на новый уровень. Писатели начинают обращаться к темам, которые раньше были запретными:
1. Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева и др.).
2. Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).
3. В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).
Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово — все это объединяет таких разных писателей, как Ф. Абрамов, В. Распутин, и др. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. В центре внимания встали социально-экономические проблемы, их содержание определило жанровые типы (очерк, социально-психологическая повесть и рассказ), особенности конфликтов, формы и типологию сюжетов, а внимание писателей привлекали в качестве героев или не-героев прежде всего люди, от которых в тех условиях решение проблем зависело и которые это решение искали, т.е. начальство, руководители. Более интересными, с натурфилософской точки зрения, становятся временные параметры Деревни, необычайно четко и плодотворно проявляющиеся в нынешней деревенской прозе, бытие героев которой во многом определяется духовно- биологическими фазами (рождения, созревания, жизнедеятельности, умирания), сходными с биологическими циклами жизни природы. В целом, произведения деревенской прозы убедительно доказывают, что - в противовес линейному, историко-хронологическому временному порядку - архетип Деревня развивается в рамках более спокойного, органического и "старинного" природного времени: циклического, основанного на повторяемой смене сезонных циклов, столь важных в сельском хозяйстве.