SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

«Лейтенантская проза» 1960-х гг. Понятие «окопная правда». Жанры, своеобразие конфликта и героя, поэтика (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, Е. Носов, К. Воробьев и др. – анализ произведений по выбору).

Вов – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после .И в русской литературе тема ВОв прочно заняла свое место. Литература о ВОВ прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата.
1945-1950гг. – 2 этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда попадали бывшие пленные после возвращения домой.
Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, Б.Васильев - их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. В повестях Г. Я. Бакланова «Пядь земли»,. В Бондарева - «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), а позже в романе «Горячий снег» (1969) о войне рассказана правда без прикрас.
В «лейтенантской прозе» очень ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу. Название одного из романов Ю. Бондарева так и звучит: «Выбор». Константин Воробьев (1919-1975). Повесть «Убиты под Москвой» (1963) написана очень эмоционально, но реалистично. Сюжет: рота кремлевских курсантов под командованием стройного, подтянутого капитана Рюмина была направлена защищать Москву. Рота солдат - и оборона Москвы! Рота погибла, а капитан Рюмин застрелился - он пустил себе пулю в сердце, как бы искупая свой грех за гибель неопытных мальчиков.
Они, кремлевские курсанты, стройны, ростом - один метр сто восемьдесят три сантиметра, все как на подбор, и уверены, что командование дорожит ими, ведь они - особое подразделение. Но курсанты «брошены» своим командованием, и капитан Рюмин ведет их в заведомо неравный бой. Боя практически не было, была неожиданная и ошеломительная атака немцев, от которой нельзя было нигде спастись - сзади их «контролировали» войска НКВД.
Повесть Б Васильева «А зори здесь тихие» (1969) о гибели девушек- зенитчиц покорила сердца многих людей.
Несколько особняком стоит повесть В. А. Курочкина «На войне как на войне» (1965), она светла и жизнелюбива, но в то же время правдива.