SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». История создания, проблематика романа.

История создания: «Д.Ж.» - вершинное произведение писателя, по его оценке, подготовленное всем его предшествующим творчеством.
П. хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени.
Зимой 1945 – '46 гг. был начат роман «Д.Ж.». В 1956 роман был закончен. Замысел романа «Д.Ж.", по признанию самого автора, возник у него в 1946 г., когда он был в Грузии на праздновании столетия Н.Бараташвили: «Мне захотелось сделать что-то большое, значительное - тогда и возникла мысль о романе. Я начал со страничек о старом поместье...».
Весной 1954 г. в «Знамени» (№ 4) были напечатаны стихотворения из «Д.Ж.». Публикация сопровождалась краткой аннотацией. П. предложил рукопись в Гослитиздат, журналы «Знамя» и «Новый мир». Он говорил, что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия. Но «Новый мир» и «Знамя» отвергли роман как антисоветский.
Настроение Пастернака во многом определялось послевоенной общественной ситуацией, когда люди надеялись на перемены, отказ от репрессий и подавления личности. Но у поэта бывали и «промежутки отчаяния», когда у него не хватало душевных сил переносить происходящее.
В это время Пастернак тяжело переживал состояние отчужденности в писательской среде. В ситуации разобщения Пастернака с писателями в конце 1940-х - начале 1950-х годов были заложены причины той драмы, которая не могла не совершиться при его попытках опубликовать роман «Д.Ж.» в 1956 г. в журнале «Новый мир» и издательстве «Художественная литература».
Но романом заинтересовался крупнейший издатель Италии . Передавая ему свой роман, П. осознавал, что могут быть серьезные последствия, но опубликование романа было целью его жизни. В 1957 вышел роман в Италии. За 2 года был переведен на 24 языка. Мнения о романе были разные (большей частью негативные). В 1958 Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении П. Нобелевской премии по литературе.
Проблематика романа. Первоначальные названия: «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Смерти не будет», и тд. Роман, хронологически охватывающий почти четверть века: с 1903 по 1929, а с эпилогом – до начала 50-х гг. – содержит множество крупных и эпизодических характеров. Крупным планом даны портреты историка и философа Веденяпина, ученого-химика Громеко, промышленника и мецената Кологривова, беспринципного адвоката Комаровского и мн. др. При всем этом персонажи так или иначе группируются вокруг главного героя, описываются и оцениваются его глазами. Художественный мир «Д.Ж.» предстает как единый монолог «автора-героя», объединяющий и растворяющий в себе «голоса» отдельных характеров. Сознание «автора-героя» является определяющим.
В живой ткани философского романа существуют и переплетаются идеи-образы России, природы, любви, творчества, истории, веры, бессмертия, жертвы. Вместе взятые эти идеи-образы объединяются в главное и всеобъемлющее понятие Жизни, являющееся лейтмотивом, подчиняющим себе структуру, стилистику, внутреннюю атмосферу всего романа. Понятие «живая жизнь» является ключевым. К этому приёму обращались: Достоевский, Бунин, Сологуб, Толстой, Мережковский. Жизнь ощущается героем всеми органами чувств: «Жить вкусно», «Всё вокруг загляденье и объеденье». Его дух погружён в плоть городской жизни.
Тема любви. У Юрия Ж. 2 любимые женщины – Тоня и Лара. Любовь – высший вид живой энергии, жизнь дома, семьи, брачного союза. Любовь женщины – стихийное благоговение, жертвенность. Любовь к мирозданию, к Вселенной, то есть принадлежность каждого к бытию, это главная высота «живой жизни». Приобщение к Вселенной должно происходить при общении с природой.
Природа у П. – синоним живой жизни. Она оживлена и обещает человеку спасение, она женственна. Природа детская, материнская, домашняя. Природный мир включён в сокровенный человеческий быт и дом.
Тема бессмертия, т.е. «мы в других». Человек умирает, но он остаётся в своей семье, делах. Эта тема присутствует в романе постоянно.
Также присутствует проблема истории, судеб людей