SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

31 интертекст

ИНТЕРТЕКСТ – основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, который заключается в том, что «текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам»..
Интертекстуальность (от лат. inter - между и texst - текст) - одна из главных свойств постмодернистской литературы. Концепция интертекстуальности связана с провозглашённой "смертью автора" (Р. Барт), то есть растворением индивидуального, созданного конкретным автором текста в явных и неявных аллюзиях (то есть художественный приём: сознательный авторский намёк на общеизвесерый литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение), реминисценциях (неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нём и рассчитанная на ассоциации читателей), цитатах, культурных и литературн перекличках
Таким образом отдельные тексты постоянно "вступают в диалог", "ссылаются" друг на друга и все вместе являются частью гипертекста.
Ролан Барт так определил сущность этого явления: "Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат" [1]
"Через призму интертекстуальности мир представляется как огромный текст (ИНТЕРТЕКСТ), в котором всё когда-то было уже сказано, а новое возьожно лишь как смешение определённых элементов в иных комбинациях"(С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. - СПб., 2005)
Понятие «интертекст» употребляют в значении «вечно развивающейся совокупности текстов, существующей либо на идеальном, либо на виртуальном, либо на библиотечном уровнях, которая конструируется в corpora». Важно отметить, что термин corpora употребляется во множественном числе, так как тексты могут быть систематизированы «по времени их создания, по способу передачи, по жанрам, по области применения и по языкам» 1.
Михаил Ямпольский утверждает, что теория интертекста основывается на трех источниках: «полифоническое литературоведение Бахтина, работы Ю.Н. Тынянова о пародии (формальная школа) и теория анаграмм Фердинанда де Соссюра, основателя структурной лингвистики»
Поэтика интертекста связана с неомифологизмом, основной чертой модернизма. Роль мифа в неомифологическом тексте играет как архаические мифы, так и «античные и евангельские окультуренные мифы и, наоборот, мифологизированные тексты предшествующей культурной традиции, такие, как «Божественная комедия», «Дон-Жуан», «Гамлет», «Легенды о доктора Фаусте» 2.
Любой текст представляет собой ИНТЕРТЕКСТ - в нем сочетаются в разной степени другие тексты: тексты предшествующей и тексты современной культуры. Так, И. П. Ильин отмечал, что "понятие интертекстуальности употребляется не только как средство анализа литературного текста или описания специфики литературы, но используется в то же время и для определения особого состояния миро- и самоощущения современного человека, которое получило название постмодернистской чувствительности". [2]
Не возможно свести ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ к вопросу об источниках и влияниях, это «общее поле анонимных формул со сложно определяемым генезисом, механических цитат, которые не закавычиваются 3.