SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Точка зрения. Типы, критерии выделения.

Корман: «Точка зрения — зафиксированное отноше-
ние между субъектом сознания и объектом
Точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках небольших произведений. Динамика точек зрения (даже при едином, не меняющемся на протяжении всего текста субъекте речи) весьма явственна и актив-на в эпическом роде литературы. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого повествователь то наблюдает своих героев извне, то таинственным образом проникает в их внутренний мир, то сосредоточивается на широких панорамах и созерцает происходящее издалека, то, напротив, вплотную приближается к какому-то пред-мету или лицу, рассматривая его в мельчайших подробностях.
Писатели нередко «поручают» сообщить о событиях поочередно нескольким лицам («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. Переходы от одних способов повествования к другим оказываются исполненными глубокого художественного смысла. Понятие «точка зрения» тщательно обосновано Б.А Успенским. Опираясь на суждения М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.А Гуковского и анализируя художественные тексты (главным образом Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского), ученый утверждает, что проблема «точки зрения» является «центральной проблемой композиции», что этот феномен составляет «глубинную композиционную структуру» «и может быть противопоставлен внешним композиционным прие-мам» . «Точки премия» имеют планы: оценочный, фразеологический(автор «описывает разных героев различным языком или вообще
использует в том или ином виде элементы чужой или замещенной
речи при описании». ),
пространственно-временной (это — «фиксированное» и «определяемое
в пространственно-временных координатах» «место рассказчика»,
которое «может совпадать с местом персонажа». )
и психологический(автор ссылается
«на то или иное индивидуальное сознание», «оперирует данными
какого-то восприятия» или стремится «описывать события объективно», основываясь на «известных ему фактах»).
Им посвящены специальные разделы работы Б.А. Успенского.