SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

34.0 Логика

В работе В.Ленина «Дискуссия о профсоюзах» говорится о том, что задачей формальной логики является зафиксировать все функции предмета, причем делая это не противоречиво, и таким образом прийти к определению предмета. Он приводит пример со стаканом, который можно рассматривать и как сосуд для питья, и стеклянный цилиндр, и как предмет для накрытия бабочки… следовательно, в зависимости от функции, которую мы придаем предмету, предмет выступает тем или иным. Цель формальной логики – констатация результата, например, человек жив или мертв. В формальной логике, таким образом, исключается противоречие, т.е. А есть А, следовательно А не может быть не А.
В отличие от формальной логики, диалектическая логика говорит о том, что нахождение определения предмета состоит не в описании его свойств и характеристик, а в описании его истории и того, чем он является в данной системе отношений. Можно привести следущий пример: Человек встречает в лесу пень, приносит его домой и начинает его использовать в качестве стула. Но ведь до этого человек и не мог подумать, что пень – это стул. Пень стал стулом только тогда, когда его стали использовать в качестве такового, т. е. включили в систему новых отношений. Следовательно, для того, чтобы определить предмет, нужно исследовать его историю.
С позиций диалектической логики «человек живет, т.е. умирает», это не констатация результата (человек жив или мертв), как в формальной логике, а процесс. Каждое понятие жестко вытекает из другого понятия, поэтому и возникает другое понятие. Основную формулу диалектической логики можно резюмировать как Тезис – Антитезис – Синтез. Любой живой процесс обладает внутренним единством противоположностей, которые взаимно исключают друг друга, но которые вместе с тем и представлены друг в друге.
Диалектическая логика переориентирует предмет исследования, но не отказывается от формальной логики. В рассмотренном выше примере (А есть А, следовательно А не может быть не А) нет противоречия формальной логики с диалектической, т.к. последняя утверждает, что для того, чтобы А стало Б, оно должно двигаться.