SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки 25.0 Спиноза Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодо¬лено голландским философом Бенедиктом (Барух) Спинозой (1632—1677), который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онто¬логии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа — творящая и природа — сотворенная. В то же время. Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материаль¬ная субстанция, основными атрибутами которой является про¬тяженность и мышление. Таким образом, вся природа являет¬ся живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.
Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не ис¬чезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции — модусам. Он их разделил на две группы: модусы — вечные, бесконечные и модусы — временные, конеч¬ные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстан¬ции — мышлением и протяженностью, а конечные — всеми ос¬тальными явлениями и вещами. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движе¬ние все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаим¬ные внешние толчки модусов. Вместе с тем Спиноза — последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая — модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей «Этике» Спиноза на¬стаивает на безраздельном господстве необходимости, исклю¬чая объективность случайности при рассмотрении субстан¬ции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признает¬ся случайность как объективное явление, существующее наря¬ду с необходимостью. Спиноза не мог увидеть случайность, и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке теологизма. (порожденной Богом целесообразности в природе). |