SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

11.1 Античный атомизм

Эпикур не отрицает возможности образования тех или иных реалий на основе внешнего столкновения атомов. Но он вводит в культуру мышления идею спонтанного отклонения атомов в их движении от своей первоначальной траектории, то есть не в результате внешнего столкновения. Причиной появления новых свойств, особенностей форм существования может и не быть само по себе внешнее столкновение, а такой причиной может быть внутренне отклонение атома и всего, что из него состоит, от своей первоначальной траектории движения. Это давало совершенно новую трактовку идеи детерминизма, как в понимании объективных причинно-следственных связей, так и в методологии поиска знаний. Эпикур подчеркивал, что именно внутренняя причина главная в возникновении новых свойств, особенностей, нюансов. Более того, чтобы понять каким образом некоторые внешние влияния, воздействия, столкновения могут привести к появлению новых свойств и качеств в интересующем нас предмете изучения, обязательно требуется их поставить на внутренний уровень, то есть каким образом они овнутряются, каким образом они на внутреннем уровне включаются в движение той или иной реальности. Таким образом, широко представленная в сегодняшнее время теория факторов, как объясняющая или претендующая на объяснение или описание чего-то конкретного в интересующем нас предмете изучения, уже тогда была поставлена под фундаментальное сомнение своей значимости Эпикуром, который утверждал, что понятие фактора - это понятие о некоторой влияющей внешней причине в принципе рядоположенной по отношению к другой внешней причине. В самом понятии факторов, воздействии или взаимодействии факторов нет никаких разделений на более фундаментальные и менее фундаментальные, определяющие или влияющие на что-то второстепенное. По определению методологическая конструкция и понятие берет эти причины как рядоположенные.
Эпикур подчеркивают, что сами по себе эти объяснения ничего в конкретном предмете объяснить не могут, по той простой причине, что их значимость в том или ином способе существования, если хоть сколько-нибудь самостоятелен, самим внешним воздействием никак не определяются. А определяются только внутренними причинами.
Эпикур сделал это открытие не потому, что он сумел проникнуть в атомное строение, а потому, что основная причина его догадки - этическая концепция. Необходимость решить фундаментальную сущностную проблему. Выделение из эмпирической реальности правовых норм, а для этого необходимо определенное количество признаков. Не будем знать какие именно, не сможем выделить. Для специфики нравственных отношений - поиск в решении этих проблем. Эти противоречия привели к постановке онтологической проблемы, что является главными признаками нравственной нормы и нормы права.
Из соответствующей идеи вытекало миропонимание и методологические принципы. Это давало возможность по-другому рассматривать идею детерминизма. Эпикур делает различие между состоянием и качествами (внутренние, фундаментальные качества). Состояние - их модальность. Что задается внешними факторами - это случайность. Диалектика случайностей необходима.
Сенсуализм - первоисточник знания - чувства. Сами чувства нас не обманывают, но способы, какими мы создаем образ через обретенный опыт чувств, могут быть ложными. Здесь - отрыв, искажение. Идея двухступенчатого знания.
Этика Эпикура. Эпикурейство - главный «черный зверь» христианства. Идея освобождения человека от страданий в пользу человеческих радостей, с целью достижения счастья. Все человеческие потребности Эпикур разделил на 4 группы: 1. Естественные и необходимые, 2. Естественные, но не необходимые, 3. Неестественные, но необходимые, 4. Неестественные и не необходимые.