SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

17.2 Философия Аристотеля

Аристотель вошёл в культуру мышления также и тем, что построил впервые энциклопедическое обоснования знания науки, т.е. естествознание со всей совокупностью естественно научных знаний. Очень содержателен по сравнению с предшественниками. Он в теории познания задаёт огромное количество методологических и понятийных реалий, которые не исчерпали себя и по сегодняшний день. В частности он является создателем формальной логики, т.е. науки о закономерных взаимосвязях форм мышления, практически всё то, что относится к сегодняшней формальной логике во всём основном , не в применении, а в том, что касается самих закономерностей, никак не изменилось. 3 основных Закона, которые Аристотель формулирует как фундаментальные:
1)закон тождества
2)закон противоречия
3)закон исключённого третьего
+ закон недостаточного основания (не формулирует, но есть)
Практически всё, что он в этом плане делал остаётся фундаментальным. Какое значение имеет формальная логика как инструмент познавательного процесса, где её прерогативы заканчиваются - это другой разговор для сегодняшней культуры мышления. Он понимал, что целостный познавательный процесс и логические приёмы, связанные с самостоятельностью форм мышления - это не одно и то же, у него нет специального построения содержательной логики.
Аристотель был первым автором специального трактата о душе, где он рассматривал душу не как мистическое первоначало, диктующее законы, а пытался это как-то научно построить, сделать предметом изучения, снимается налёт мистификации, ведётся поиск. Он в ходе этого поиска при всех издержках форм не только преодолевает эти платоновские разделения различных состояний души и рациональное мышление, но он делает выдающееся открытие, догадку, выдвигая идею о том, что душа это вообще явление которое не является всеобще значимым, а присуще это свойство только носителям жизни.
Человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наде¬ленное разумом. Социальность и разумность —две основные характеристики, отличающие его от животного.
К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подхо¬дит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь че¬ловека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности. Доб¬рые качества и благие намерения остаются необнаруженными и не дают результата в том случае, когда человек спит или как-то иначе бездействует, «подобно тому как на олимпийских со¬стязаниях: венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании».
В плане соотношения общества и личности позиция Арис¬тотеля примыкает к методологическому коллективизму, т.е. он признает приоритет социального целого над индивидом. «Первичным по природе, — пишет он, — является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части». Однако он выступает за экономический индивидуализм. Являясь сторонником част¬ной собственности, и этический индивидуализм, утверждая, что прежде всего «следует любить больше всего самого себя». Хотя такое себялюбие не исключает самопожертвования ради других и отечества, более того, составляет его нравственную основу. Другими словами, здесь мы сталкиваемся с концеп¬цией нравственного, или, как позже будет сказано, разумного эгоизма.