SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

10.2 Философия и социология

Наконец, следует сказать о том, что дифференциация социологи¬ческой и философской сторон социальной философии проявляется на уровне общих целей познания. Речь идет о том, что разная направ¬ленность логики социологического и философского познания обще¬ства конкретизируется в различных общих законах, важнейших кате¬гориальных соотношениях, которые выступают как бы общими ори¬ентирами всего процесса соответствующего познания. Как нам представляется, для социологического познания таким общим ори¬ентиром, в котором фокусируется итог социологического познания, является категория «общество в целом». Для философского же позна-ния таковыми, по-видимому, выступают категории общественного бытия и общественного сознания, их соотношение.
Таким образом, дифференциация на социологическую и фило¬софскую стороны имманентна и универсальна. Образно говоря, она «начинается» с выделения социологической и философской сторон каждого отдельного закона и категории, охватывает все богатство его содержания и «завершается» в теоретически развернутом раскрытии сущности общества в целом, отношения общественного бытия и об¬щественного сознания. Если на исходных позициях — при анализе отдельных законов и категорий — различия социологической и фило¬софской сторон еще не выступают в теоретически четкой форме, то чем дальше развертывается познание общества, тем более рельефно обнаруживается это различие, воплощаясь на финише в разных кате¬гориях, каждая из которых выражает квинтэссенцию социологичес¬кого и философского видения общественной жизни.
Для правильного понимания дифференциации социологической и философской сторон важно учитывать, что она связана не столько с различиями содержания законов и категорий этапов познания об¬щества, сколько со своеобразными перемещениями первого и второ¬го планов единого процесса познания общества. Так, при философс¬ком познании общества на первый план выходит анализ разных моди¬фикаций отношения материального и идеального в обществе, их развитие, обогащение, углубление, завершающееся теоретически кон¬кретным, развернутым пониманием отношения общественного бы¬тия и общественного сознания. При этом собственно социологичес¬кие аспекты выступают как бы общим фоном, предпосылкой для фи¬лософского анализа. При социологическом же познании это соотношение меняется. Здесь именно социологические моменты, т.е. описание элементов общества, их связей, его разных аспектов и т.д., выходят на первый план, завершаясь созданием целостного теорети¬ческого образа общества. Собственно же философские моменты здесь также учитываются, но тем не менее они находятся как бы на втором плане, выступая фоном, философской предпосылкой социологичес¬кого анализа.
Предложенный подход к дифференциации философской и социо¬логической сторон социальной философии позволяет, на наш взгляд, понять относительность этой дифференциации, непременное взаимо¬проникновение выделяемых сторон. Логики ответов на два кардиналь¬ных вопроса: что такое общество в целом и как решается основной вопрос философии — постоянно, на всех этапах взаимообусловл ивают друг друга, взаимопереходят друг в друга, выступая в конечном счете как стороны единой, общей картины общества. В единстве, слит¬ности, взаимопереплетенности, взаимовыводимости философской и социологической сторон и заключена одна из разгадок творческой мощи социальной философии марксизма.